ФЭНДОМ

Файл:Деметрий из Алопеки Портрет Антисфена Около 375 г до н э римская копия с утраченного оригинала Ватикан.jpg

Антисфе́н (греч. Άντισθένης; приблизительно 444 до н. э.368 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель и выдающийся теоретик одной из самых знаменитых сократических школшколы киников.

Антисфен был учеником софиста Горгия. Софистика оказала существенное влияние на философию Антисфена, следы которого исследователи находят в ранних, дошедших до нашего времени, трудах философа. Позднее, уже в зрелом возрасте, он стал учеником Сократа. Они стали друзьями, Антисфен присутствовал при предсмертной беседе Сократа.

После смерти Сократа Антисфен выступил как самостоятельный мыслитель, основатель новой философской школы. Хотя в его теории прослеживается влияние учителей, в своих взглядах Антисфен далеко разошёлся с другими учениками Сократа, а также с софистами. В диспутах и своих произведениях он жёстко критиковал Горгия, высмеивал «теорию идей» Платона.

Антисфен и его великий ученик Диоген Синопский были наиболее последовательными, бескомпромиссными киниками. Принцип древнегреческих философов «соответствия формы жизни её внутреннему содержанию» носил у них демонстративный явный характер. Антисфен создал типичный образ киника — короткий плащ на голое тело, котомка бродяги, посох странника. Но, в отличие от Диогена, Антисфен ещё не вёл жизнь странника. Возможно, он даже зарабатывал преподаванием.

Но сутью деятельности Антисфена были его теории. Развивая мысли Сократа о понятиях, он дал первое определение:

Понятие есть «то, что выражает, чем предмет был или что он есть.»
Антисфен был первым номиналистом, отвергая существование общих понятий и говоря, что идеи существуют только в сознании человека. Синтетические суждения по Антисфену ложны. Предметы единичны, их можно называть и сравнивать, но не определять.

Основной задачей философии, учил Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является благом для человека. Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — это быть добродетельным. Антисфен проповедовал аскетизм, естественность, приоритет личных интересов перед государственными. Отрицая традиционную религию и государство, он и Диоген первыми назвали себя не гражданами какого-либо определённого государства, а гражданами всего мира — космополитами.

Из множества произведений Антисфена сохранилось несколько отрывков и две ранних софистических текста. Стиль его произведений был небрежным, речь обыденна, даже вульгарна.

Изречения и анекдоты Править

  • Узнав, что о нём плохо отзывается Платон, Антисфен сказал: «Удел царей: делать хорошее и слышать дурное».
  • Когда Антисфен выставил напоказ дыры в своём плаще, Сократ ему сказал: «Сквозь этот плащ видно твоё тщеславие».
  • Антисфен писал: «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения».
  • Антисфен писал «Согласно мнениям людей, существует множество богов; по природе же — один».
  • Иронизируя над процедурами выборов должностных лиц, Антисфен советовал принять постановление «считать ослов конями», «ведь простое голосование делает из людей полководцев».
  • На вопрос, что ему дала философия, Антисфен сказал: «Умение говорить с самим собой».

Литература Править

  • «Антология кинизма», Москва, изд. «Наука», 1984г.
  • Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», Москва, изд. «Мысль»,1986г.
  • В. Я. Кисиль, В. В. Рибери, «Галерея античных философов» в 2-х томах, Москва, 2002г. 5-8183-0414-0

Ссылки Править

de:Antisthenes en:Antisthenes es:Antístenes fi:Antisthenes fr:Antisthène he:אנטיסתנס hu:Antiszthenész (filozófus) lb:Antisthenes nl:Antisthenes no:Antisthenes pl:Antystenes pt:Antístenes sk:Antisténes z Atén sv:Antisthenes tr:Antisthenes

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики