ФЭНДОМ

Андроник (в миру — Владимир Александрович Никольский; 1 августа 1870 — 7 июня (20 июня) 1918, близ Перми), архиепископ Пермский и Соликамский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Образование Править

Родился в семье диакона Ярославской епархии. Окончил Ярославскую духовную семинарию, Московскую духовную академию в 1895 со степенью кандидата богословия.

Монах, преподаватель, миссионер Править

  • 1 августа 1893 пострижен в монашество, иеродиакон, с июля 1895 — иеромонах.
  • С 1895 — помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии.
  • С 1896 — преподаватель, затем инспектор Ардонской Александровской миссионерской семинарии.
  • В 18971899 — член миссии в Японии. Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию.
  • С 1900 — ректор Уфимской духовной семинарии в сане архимандрита.

Архиерей Править

5 ноября 1906 был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина), получившего известность как миссионер (в настоящее время причислен к лику святых). В июле 1907 уволен на покой. В октябре 1907 командирован в Холм для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы.

С 14 марта 1908 — епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии. Был почётным председателем Новгородского отдела Союза русского народа. Придерживался крайне правых политических взглядов. Автор брошюры «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

С марта 1913 — епископ Омский и Павлодарский.

С июля 1914 — епископ Пермский и Соликамский, с 1915 — архиепископ. По словам автора его жития, игумена Дамаскина, «его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве». Был почитателем Богоматери и ее иконы «Знамение».

В 1916 по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Г. Е. Распутина, безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки старца.

В 1917—1918 участвовал в работе Поместного Собора. Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, чувствовал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Св. Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

Мученическая смерть Править

17 июня 1918 был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыри и закопали могилу.

Был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000.

Труды Править

  • Миссионерский путь в Японию. Казань, 1899;
  • Миссионерский год в Японии. (Из дневника). Вып. 1—2. Уфа, 1904;
  • Беседы о Союзе Русского Народа. Старая Русса, 1909;
  • Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. Старая Русса, 1909;
  • Размышления епископа // Голос церкви. 1913. Февраль-апрель; М., 1913;
  • Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915;
  • Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. Пермь, 1916;
  • О Церкви, России / Составитель В. Королев. Фрязино, 1997;
  • Творения. Книга I: Статьи и заметки. Тверь, 2004;
  • Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, 2004.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики