ФЭНДОМ

Иван Михайлович Андреевский (псевдоним — И. М. Андреев; 14 марта 1894, Санкт-Петербург — 30 декабря 1976, Нью-Йорк) — российский богослов, литературовед, церковный историк, врач-психиатр.

Семья Править

  • Сестра — Мария Михайловна Шкапская, поэтесса.
  • Жена — Елена Михайловна Сосновская, окончила Высшие литературные курсы, серьезно занималась музыкой и литературой.
  • Дочь — Мария Ивановна Андреевская, филолог, поэтесса, писательница.

Годы учёбы Править

Окончил гимназию в Петербурге. В 19071912 — организатор и участник самообразовательных молодежных кружков, ряда рукописных ученических журналов. В 1912 был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга.

В 19131914 изучал философию в Сорбонне. Окончил Психоневрологический институт в Петрограде, одновременно с обучением проходил военную службу — фельдшером психиатрических отделений в военных госпиталях. В годы Гражданской войны, работая врачом в Николаевском военном госпитале, учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета.

Преподаватель и деятель «иосифлянского» движения Править

С 1922 — преподаватель Петроградского университета, но вскоре был уволен большевистскими властями. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. Преподавал литературу в одной из средних школ Петрограда, где его учеником был будущий академик Дмитрий Лихачёв. В 1923 организовал и возглавил кружок литературного и религиозно-философского направления, который получил название Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»). Был владельцем огромной библиотеки, который пользовались участники кружка. Посещал подпольные богословские курсы и существовавшие в 1920-х годах в Петрограде религиозно-философские кружки, в частности, кружок святого Серафима Саровского.

Выступил против Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), изданной в 1927 и содержавшей далеко идущие уступки советской власти. Присоединился к «иосифлянскому» движению в церкви, названному по имени митрополита Иосифа (Петровых). Входил в состав делегации «иосифлян» во главе с епископом Димитрием (Любимовым), прибывшей 27 ноября 1927 к митрополиту Сергию (Страгородскому), с тем, чтобы убедить его отказаться от Декларации. Встреча закончилась безрезультатно.

В лагерях и ссылке Править

Весной 1928 был арестован в Ленинграде за организацию нелегальных религиозно-философских кружков среди молодежи. В 1928—1930 вместе с Дмитрием Лихачёвым, также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках, где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву, где привлечен к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви», получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге, где также имел общение с «иосифлянами».

В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского, главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви, тайно вел семинар по изучению богословия. Арестовывался в марте 1938.

Эмигрант Править

Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антисоветской газеты «За Родину». В 1944 эмигрировал в Германию. В 1950 переехал в США, до 1971 преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей. Профессор нравственного богословия и русской литературы. Его труды о Катакомбной церкви являются одним из немногих источников по её истории, написанных участником событий.

Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.

Труды Править

Автор ряда статей по церковной истории и работ по психологии, философии, апологетике и русской литературе, написанных под псевдонимом И. М. Андреев, в том числе:

  • Катакомбная Церковь в советской России. 1947.
  • Благодатна ли советская церковь? Джорданвилль, 1948.
  • Икона всех святых в земле российской просиявших. Мюнхен, 1948.
  • Положение Церкви в советской России. Нью-Йорк, 1951.
  • Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Нью-Йорк, 1952.
  • Краткий конспект лекций по психологии. Джорданвилль, I960.
  • Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвилль, 1966.
  • Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорданвилль, 1968 (переизданы в России в 1990-е годы).
  • Воспоминания о Катакомбной Церкви в СССР. // Пантелеймон, архимандрит. Луч света. Ч. 2. Джорданвилль, 1970.
  • Russian Catacomb Saints. — Platina: St. Herman of Alaska Press, 1982.
  • Православная апологетика. М., 2006.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики