ФЭНДОМ

Файл:Andechs wappen.png

Андексская династия (нем. Andechser) — немецкий дворянский род, доминировавший в Юго-Восточной Германии во второй половине XII—начале XIII века. Получил название по родовому замку Андекс в Баварии. Представители Андексской династии владели обширными землями в Верхней Баварии, Франконии, Тироле, занимали престолы маркграфства Истрия (11711230), патриархата Аквилеи (12181251), герцогства Меранского (11801248) и пфальцграфства Бургундского (12081248).

ПроисхождениеПравить

Происхождение рода Андексов до конца не установлено. Согласно одной из версий, их предком был Бертольд II, граф Диссен (ум. 1060), внук Бертольда I (ум. 960), пфальцграфа Баварского из дома Луитпольдингов. По другой легенде, первые графы Андексские вели происхождение от карантанских правителей Истрии из дома Рапото. Ещё одна теория выводит родословие Андексов от графа Рассо, правившего в Верхней Баварии в середине X века.

В самом начале XII века большая часть Верхней Баварии вдоль рек Амтер, Изар и Инн входила в состав графства Диссен, центром которого был одноимённый замок к юго-востоку от озера Аммерзее. В 1132 г. замок Диссен был передан церкви, а само графство примерно в это же время было разделено между двумя братьями — Оттоном II, унаследовавшим восточные области с центром в Вольфратсхаузене, и Бертольдом II, который избрал своей резиденцией аббатство Андекс и стал основателем линии Диссен-Андекс.

Графы Диссен-АндексПравить

Файл:Ertl Andechs.png

Благодаря своему браку с наследницей рода Формбах, Бертольд II (ум. 1151) стал обладателем обширных земельных владений в Восточной Франконии (будущий Верхний Пфальц). Первая жена Бертольда II происходила из рода маркграфов Истрии, что дало возможность его сыновьям выдвинуть претензии на это княжество. Старший сын Бертольда граф Поппо скончался в 1148 г. в Константинополе во время крестового похода в Святую землю. Его младший брат Отто стал в 1165 г. епископом Бриксена, а в 1177 г. епископом Бамберга. Он играл значительную роль в борьбе между императором Священной Римской империи и папой римским и за свою поддержку императора Фридриха I получил титул герцога Франконии.

По смерти Бертольда II в 1151 г. его владения унаследовал средний сын графа Бертольд III (11221188). В 1177 г., после смерти маркграфа Истрии из династии Спанхеймов, Бертольд III присоединил Истрию и земли в Крайне к своим владениям, став таким образом одним из наиболее влиятельных феодалов юго-восточных границ империи.

Герцоги МеранскиеПравить

Cын и наследник маркграфа Бертольда Бертольд IV (1153—1204) получил в 1180/1183 гг. титул герцога Меранского (от нем. Meer — море) с землями вокруг приморского города Риека. Объединив под своей властью огромные территории от Истрии до Франконии Бертольд IV стал центральной фигурой в политической жизни южной Германии на рубеже XII—XIII веков. При нём Андексская династия достигла своего зенита. Бертольд IV был одним из ближайших соратников императора Генриха VI, участвовал в его вторжениях в Италию и Третьем крестовом походе.

Среди восьми детей герцога Бертольда — Агнесса Меранская, королева Франции, жена Филипп II Августа; Гертруда, королева Венгрии; Святая Ядвига Адексская; Экберт, епископ Бамберга, и Бертольд V, патриарх Аквилеи. Старший сын Бертольда IV Оттон I (ум. 1234) унаследовал в 1204 г. владения своего отца, а, женившись в 1208 г. на наследнице пфальцграфства Бургундского, присоединил к своим владениям Франш-Конте. Но в том же году Оттон и его брат Генрих приняли участие в организации убийства германского короля Филиппа Швабского, за что были преданы опале и потеряли Истрию. Лишь в 1215 г. истрийские владения были возвращены Оттону I. В период правления Оттона центр Меранского герцогства переместился в Тироль, где в 1234 г. был основан новый город Инсбрук, вскоре ставший административным центром этой области.

Конец династииПравить

Сын и наследник Оттона I Оттон II (1218—1248) столкнулся со значительными проблемами в своих владениях в Бургундии и Франконии, на которые выдвигали претензии соседние государства. В Тироле ему противостояли епископы Бриксена и Трента, что вынудило герцога пойти на династический союз с небольшим Тирольским графством, заключив в 1234 г. соглашение о совместных действиях против епископов и наследовании владений Оттона графами Тироля. Оттон II не имел детей и с его смертью в 1248 г. мужская линия Андексской династии прекратилась. Владения герцогов Меранских были разделены между дальними родственниками Андексов: Истрия отошла к патриарху Аквилейскому, северо-тирольские земли с Инсбруком — графам Тироля, Кобург — графам Геннеберга, Восточная Франкония — графам Орламюнде, Верхняя Бавария — герцогам Баварии из дома Виттельсбахов, Крайна — герцогам Каринтии, Лихтенфельс был присоединён к епископству Бамберг, а Франш-Контэ вновь стало независимым под властью сестры Оттона II Адельгейды.

Андексской династии не удалось создать прочное государственное образование из своих владений, разбросанных по всей юго-восточной Германии. Это смогли достичь их преемники, округлившие свои земли за счет бывших владений Андексов, — Виттельсбахи и графы Тирольские. Тем не менее правление герцогов Меранских оставило заметный след в истории региона. На их время пришлось начало бурного развития Тироля и пик экономического и политического влияния Истрии.

Список графов Андексских и герцогов МеранскихПравить

Правитель Годы правления Титулы
Графы Андексские
Бертольд II 1130-е—1151 граф Диссена, Плассенберга (Восточная Франкония) и Штейна (Крайна)
Бертольд III 11511188 маркграф Истрии (c 1177), граф Плассенберга и Крайны
Герцоги Меранские
Бертольд IV 11801204 маркграф Истрии и Крайны, граф Плассенберга и Андекса
Оттон I 12041234 пфальцграф Бургундии (c 1231), граф Плассенберга и Андекса
Генрих VI 12041208 маркграф Истрии и Крайны
Оттон II 12341248 пфальцграф Бургундии, маркграф Истрии и Крайны, граф Плассенберга и Андекса

См. такжеПравить

fr:Duché d'Andechs

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики