ФЭНДОМ

Файл:Anaximenes.png

Анаксиме́н (греч. Άναξιμένης) из Милета (585525 до н. э.) — ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух (апейрон), из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни.

Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю.

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.

Анаксимен - ученик и последователь Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который писал, как отметили сами древние, "вычурной прозой", писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Анаксимен, как и милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен - астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения "О природе". Этот философ учил, что мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Охлаждаясь, воздух сгущается и, застывая, образует облака, землю, камни; разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Последние возникают из земных испарений. Излагая свое учение, Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ. Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения.Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этсм неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Что касается психологии и атеизма, то первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна. Что же касается богов, то Анаксимен также выводил их из воздуха. Августин сообщает, что "Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием". Но он, сообщает Августин, был убежден, что "не богами создан воздух, а что они сами из воздуха". Итак, боги - модификация материальной субстанции. Что же тогда в них божественного? - спрашивает христианский теолог. Некоторые догадки Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч воды, а если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что неверно. Плоская Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящие плоские Солнце, Луна и планеты, которые Анаксимен отличил от звезд, движутся космическими ветрами. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

Философы / Античные философы / Досократики
Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский 

bg:Анаксимен

bn:মাইলেটাস-এর এনাক্সিমেনিস bs:Anaksimen ca:Anaxímenes de Milet cs:Anaximenés da:Anaximenes de:Anaximenes el:Αναξιμένης en:Anaximenes of Miletus es:Anaxímenes eu:Anaximenes fa:آناکسیمن میلتوسی fi:Anaksimenes fr:Anaximène gl:Anaxímenes de Mileto he:אנכסימנס hr:Anaksimen hu:Anaximenész id:Anaximenes is:Anaxímenes it:Anassimene di Mileto ja:アナクシメネス ka:ანაქსიმენე la:Anaximenes mk:Анаксимен nl:Anaximenes nn:Anaximenes frå Milet no:Anaximenes pl:Anaksymenes pt:Anaxímenes de Mileto ro:Anaximene sk:Anaximenes sl:Anaksimen sr:Анаксимен sv:Anaximenes tr:Anaksimenes (miletli) ur:اناکسی مینس zh:阿那克西美尼

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики