ФЭНДОМ

Анаксагор из Клазомен (ок. 500 до н. э.428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы.

Учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Анаксагор был обвинён в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскалённую массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч. «нус») — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он. В противоположность элеатам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Омфомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. Анаксагор учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. Разум же остаётся чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали Анаксагора первым деистом между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829).

ЛитератураПравить

  • Брейер, «Die Philosophie des A.» (Берл., 1840), Зевор, «Dissertation sur la vie et la doctrine d'A.», (Пap., 1843);
  • К. Гоффман, «Ober die Gottesidee des A., Sokrates una Platon», (Вюрцб., 1860);
  • Гладиш, «A. und die Israeliten», (Лейпц., 1864).
  • П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права» (Т. II, Спб., 1889, стр. 251—293).
  • И.Д. Рожанский, «Анаксагор», М: Мысль, 1983.

Философы / Античные философы / Досократики
Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский 

az:Anaksaqor

bg:Анаксагор bn:এনাক্সাগোরাস bs:Anaksagora ca:Anaxàgores cs:Anaxagorás de:Anaxagoras el:Αναξαγόρας en:Anaxagoras eo:Anaksagoro es:Anaxágoras eu:Anaxagoras fi:Anaksagoras fr:Anaxagore de Clazomènes gl:Anaxágoras de Clazomenas he:אנכסגורס hr:Anaksagora hu:Anaxagorász id:Anaxagoras it:Anassagora ja:アナクサゴラス ka:ანაქსაგორა la:Anaxagoras nl:Anaxagoras no:Anaxagoras pl:Anaksagoras pt:Anaxágoras de Clazômenas ro:Anaxagora sk:Anaxagoras sl:Anaksagora sr:Анаксагора sv:Anaxagoras tr:Anaksagoras zh:阿那克萨哥拉

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики