ФЭНДОМ

Алекса́ндр Валенти́нович Амфитеа́тров (14 (26) декабря 1862, Калуга26 февраля 1938 Леванто, Италия) — писатель, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст и др.).

Биография Править

Отец Валентин Николаевич — протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать Елизавета Ивановна (урожд. Чупрова), дворянка, сестра профессора А. Чупрова.

Окончил юридический факультет Московского университета (1885).

С 1882 г. сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», газете «Русские ведомости». Выступал как оперный певец (баритон), был зачислен в труппу Мариинского театра, учился пению в Италии, пел в Тифлисе и Казани.

В 1889 г. оставил оперную карьеру. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис).

С 1891 г. жил в Москве; сотрудник газеты «Новое время» (18921899).

В 1899 г. вместе с популярным журналистом В. М. Дорошевичем создал газету «Россия».

В 19021903 гг. в ссылке в Минусинске, затем Вологде. В ссылке под псевдонимами сотрудничал в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах.

По возвращении из ссылки работал в газете «Русь». В 19041916 гг. в эмиграции (Франция, Италия), издавал журнал «Красное Знамя» (19061907), был корреспондентом «Русского слова» и других газет, редактировал журнал «Современник», работал над историческими романами.

В 1916 г. вернулся в Россию, возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», сотрудничал в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич».

В начале 1917 г. в административном порядке выслан, благодаря Февральской революции не доехал до места назначения и вернулся в Петроград. В конце 1917 г. редактировал газету Совета союза казачьих войск «Вольность», в 19171918 гг. печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский Голос», «Петроградское Эхо», «Новые Ведомости». С ликвидацией свободной печати преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии, переводил с итальянского для издательства «Всемирная литература».

23 августа 1921 г. бежал на лодке с семьёй из Петрограда в Финляндию.

С ноября 1921 г. по весну 1922 г. в Праге, позднее жил в Италии. Сотрудничал во многих периодических изданиях русской эмиграции: «Новая русская жизнь» (Гельсингфорс), «Руль» и его приложение «Наш мир» (Берлин), «За Свободу!», «Меч» (Варшава), «Понедельник», «Слово», «Сегодня» (Рига), «Новое Время» (Белград), «Время» (Шанхай), «Возрождение» (Париж).

Отец писателя и журналиста Владимира Амфитеатрова-Кадашева, композитора и дирижёра Даниила Амфитеатрова, музыкантов Максима и Романа Амфитеатровых.

Литературная деятельность Править

В начале журналистской и писательской деятельности опубликовал романы «Людмила Верховская» (1890; после переработки «Отравленная совесть», 1895), историческую драму «Полоцкое разорение» (1892), сборники рассказов «Психопаты» (1893). Автор

  • исторических романов «Восьмидесятники» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1907), «Девятидесятники» (т. 1-2. Санкт-Петербург, 19101911), «Закат старого века» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1910), «Дрогнувшая ночь» (Санкт-Петербург, 1914), видившихся хроникой о судьбах русского общества,
  • романов «Марья Лусьева» (1903), «Виктория Павловна» (1903), «Марья Лусьева за границей» (1910), «Дочь Виктории Павловны» (19141915), посвящённых женской эмансипации,
  • путевых очерков о Балканах, литературно-критических статей, воспоминаний о театральных и литературных деятелях.

В эмиграции издал публицистическую книгу «Горестные заметы» (1922), сборник рассказов «Мечта» (Берлин, 1922), романы Зачарованная степь" (1921), «Вчерашние предки», «Лиляша» (Рига, 1928), книгу «Литература в изгнании» (1929), сборник «Одержимая Русь. Демонические повести XVII в.» (Берлин, 1929).

Ссылки Править

bg:Александър Амфитеатров mk:Александар Валентинович Амфитеатров

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики