ФЭНДОМ

Шаблон:Hiero/2cartouche

Ахеперура Аменхотеп II — седьмой фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший в 1436—1412 до н. э. Сын и наследник самого могущественного фараона Египта Тутмоса III и его жены Меритра-Хатшепсут. Аменхотеп не перенял военного гения отца, однако в результате приобрёл немыслимую жестокость, сам факт которой Тутмос III презирал.

Аменхотеп II провёл начало своего царствования в походах, подавляя возникающие «мятежи». Подробное описание этих походов сохранилось в тексте интереснейшей надписи, обнаруженной на месте древнего Мемфиса. Надпись утверждает, что фараон весьма успешно воевал с митаннийцами. Она также сообщает, что фараон выступил в свой первый поход против Сирии и Северной Палестины, которые восстали, едва получив известие о смерти великого Тутмоса III, в апреле 1435 до н. э. В битве при Шемеш-Эдоме в Северной Палестине он не только лично командовал египетскими войсками, но и участвовал в рукопашном бою, взяв 18 пленных повстанцев и 16 лошадей. Вскоре Аменхотеп II переправился через Оронт, победил авангард митаннийской армии и пленил 7 восставших местных правителей области Тихси.

26 мая 1435 до н. э. жители пограничной крепости на Евфрате Нии сами открыли городские врата перед египетской армией. 5 июня фараон с помощью египетского гарнизона подавил мятеж в Икати, обеспечив себе тыл в случае крупномасштабного вторжения в Митании (Нахарин). Таким образом, Египет после падения Нии получил возможность вторгнуться в сердце Митанни и покончить с могуществом этого государства. Хотя неизвестно, как далеко продвинулся Аменхотеп II в своём походе, но государство Митанни упомянуто в списке данников фараона. Во всяком случае, пограничная плита Аменхотепа II на северо-востоке была установлена далее, чем подобная плита его отца.

Файл:Amenhotep cartouche with damage.jpg

Помимо этого, Аменхотеп II в своём сообщении победоносно «хвастался», что подавил со своим главнокомандующим Аменемхебом в крови восстание в Сирии и Палестине, и после этой одной карательной экспедиции в Переднюю Азию пленил более 100 000 повстанцев-сирийцев и митаннийцев, вывез 1660 фунтов золота, а также заставил митаннийского царя просить пощады. Этот поход по своим масштабам чересчур удачный, чтобы не засомневаться в его реальности. Скорее всего, на самом деле было пленено не более трёх десятков тысяч повстанцев. Однако непомерные варварства, ставшие итогом расправы над восставшими, налицо: в плен угнано если не сто, то, по крайней мере, несколько десятков тысяч вражеских воинов и просто мирных жителей (египетские материальные источники этого периода фиксируют крупный наплыв рабочей силы), а тела семи умерщвлённых правителей области Тихси были повешены на нос победного царского корабля. В назидание непокорным нубийцам труп одного из этих правителей был отослан на юг и там повешен на стене Напаты. Напуганные страшным соседом, хетты и Вавилон прислали Аменхотепу богатые дары.

Через 9 месяцев после азиатского похода фараона в Нубии были установлены 2 плиты — в Амаде и на острове Элефантина. Надписи на них свидетельствуют о совершённой Аменхотепом II достройке храмов, начатых при Тутмосе III. В Фивах Аменхотеп II создал близ храма его отца собственный заупокойный храм, не дошедший до нашего времени. В гипостильном зале Карнакского храма он восстановил колонны, снятые при Хатшепсут для установки её обелисков. При нём также велось строительство в Мемфисе и Гелиополе. С этой целью были реставрированы камнеломни, в которых велась добыча турского известняка. В 30-ую годовщину назначения его наследником престола Аменхотеп II выставил обелиск в Элефантине.

Аменхотеп II слыл умелым стрелком из лука; его личный лук, о котором бытовало утверждение, будто его мог натянуть только фараон, был похоронен со своим владельцем в гробнице KV35 в Долине царей. Именно на основании этого рассказа возникла пересказанная Геродотом история о том, что Камбиз II не сумел натянуть лук царя Эфиопии (т.е. Нубии). Гробница KV35 была открыта Виктором Лоретом в 1898; в ней были найдены также тела Тутмоса IV, Рамсеса III, Сети II, Рамсеса IV, укрытые в гробнице Аменхотепа при Сиамоне. Уже в 1901 тело фараона Аменхотепа II было повреждена грабителями, искавшими сокровища, спрятанные в ткань, которой была обмотана мумия.

Библиография Править

  • Peter der Manuelian, Studies in the Reign of Amenophis II, Hildesheimer Ägyptologische Beiträge(HÄB) Verlag: 1987

Предшественник:
Тутмос III
Фараон Египта
1436—1412 до н. э.
Преемник:
Тутмос IV

ca:Amenofis II

cs:Amenhotep II. de:Amenophis II. en:Amenhotep II es:Aajeperura-Amenhotep fi:Amenhotep II fr:Aménophis II it:Amenhotep II lt:Amenchotepas II nl:Amenhotep II pl:Amenhotep II pt:Amen-hotep II sk:Amenhotep II. sv:Amenhotep II zh:阿蒙霍特普二世

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики