ФЭНДОМ

Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) (12 ноября 1878, село Петелино Елатомского уезда Тамбовской губернии — 20 декабря 1932, Казахстан) — епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

ОбразованиеПравить

Родился в семье священника, выходец из древнего священнического рода. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина „О Граде Божием“»).

Монах и преподавательПравить

В 1901 пострижен в монашество, был рукоположен в сан иеродиакона, с 1902 — иеромонах.

С 1903 — преподаватель Киевской духовной семинарии. С 1906 — ректор Киевской духовной семинарии, архимандрит. Ему удалось быстро восстановить порядок в этом учебном заведении, нарушенный революционными событиями. Также был постоянным членом общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского училища и председателем совета Петропавловского попечительства о малоимущих воспитанниках Киевской духовной семинарии.

ЕпископПравить

С 22 октября 1918 — епископ Винницкий, викарий Каменец-Подольской епархии. С 1922 — епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. Вместе с викарным епископом Валерианом (Рудичем) решительно выступил против обновленческого движения. В результате оба епископа в 1923 были арестованы. Владыка Амвросий был выслан в город Винницу. Вторично был арестован в Виннице в том же 1923 за «укрывательство шести офицеров и рукоположение их в священники». Был выслан в Харьков, а в 1924 — за пределы Украины, в Москву.

В сентябре 1923 на совещании архиереев в Донском монастыре резко выступил против примирения с обновленцами — эта позиция была принята большинством епископата. В Москве жил в Свято-Даниловом монастыре. Служил в различных храмах Москвы, много проповедовал. Рукополагал в священники бывших офицеров царской армии. В 1924 был ненадолго арестован.

В 1925 назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать к месту служения не успел, так как в конце ноября 1925 был арестован вместе с другими архиереями — соратниками Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Находился в Бутырской тюрьме, в 1926 был приговорён к трём годам лишения свободы. В 19261928 отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения. Принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов, заключенных в Соловки).

Ссыльный архипастырьПравить

30 ноября 1928 выслан в Уральскую область. В ссылке жил вместе с архиепископом Прокопием (Титовым), с которым отбывал заключение на Соловках. В апреле 1929 оба архиерея были на полтора месяца заключены в Тобольскую тюрьму. Затем отбывали ссылку в городе Обдорске, в 19291931 владыка Амвросий находился в селе Шурышкары, вёл просветительскую деятельность у зырян и остяков. 5 июля 1931 был возвращён в Обдорск, где 30 июля того же года был вновь арестован вместе с владыкой Прокопием. Архиереи были обвинены в переписке с находившемся в ссылке митрополитом Петром (Полянским). Кроме того, причиной их нового ареста стал отказ идти на компромиссы с советской властью.

Трагическая кончинаПравить

14 декабря 1931 архиепископ Прокопий и епископ Амвросий были приговорены к ссылке в Казахстан на три года. В сентябре 1932 владыка Амвросий был отправлен в ссылку в деревню Сузак. Путь ссыльного проходил через пустыню и горные дороги, его сильно обожгло солнце. По прибытии к месту ссылку он был помещён в больницу, где через неделю скончался.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской православной церкви в августе 2000 был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

ТрудыПравить

  • Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием». Тверь, 2003.

СсылкиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики