ФЭНДОМ

Сарсен Аманжолович Аманжолов (19031958) — видный учёный-тюрколог, один из основоположников казахского языкознания.

Разработал основы казахской грамматики для начальных, средних и высших учебных заведений, основы казахской письменности (алфавит и орфография), основные принципы казахской терминологии, основы казахской диалектологии. Составил и редактировал орфографический, русско-казахский, русско-казахский военный и русско-казахский сельскохозяйственный словари.

Биография Править

Сарсен Аманжолович Аманжолов родился 27 декабря 1903 года в ауле Егинсу Уланского района Восточно-Казахстанской области.

Окончил в 1916 году в Катон-Карагае русско-казахскую школу и поступил в реальное училище в Усть-Каменогорске. Однако из-за финансовых проблем бросил учёбу. Однако через некоторое время поступил на трёхмесячных учительские курсы в Семипалатинске, после окончания которых работал учителем в родном ауле.

В 1924 году был приглашён на работу ответственным секретарём исполнительного комитета Восточно-Казахстанской области.

В 1926 году Сарсен поступил в Ташкенте на отделение казахского языка и литературы факультета педагогики при Среднеазиатском государственном университете.

С осени 1931 года он стал преподавать в Казахском педагогическом институте имени Абая. С 1932 года он занимал должность доцента. В этом институте он проработал почти 30 лет. В это время он работал над созданием учебников, научных программ.

В 1931 году появился букварь, в создании которого он принимал деятельное участие. В следующем году вышла в свет «Грамматика казахского языка» С. Аманжолова для 4-го класса. В этом же году под его редакторством вышел учебник казахского языка для 1-3-го классов. Позже, в 1934—1940 годах он написал учебник грамматики для средних школ.

10 ноября 1940 года на 5-й сессии Верховного Совета Казахской ССР был принят проект нового алфавита С. Аманжолова.

С февраля 1942 по июнь 1946 года С. Аманжолов находился на действительной военной службе в рядах Советской Армии. Он вёл политико-воспитательную работу среди бойцов нерусской национальности, выпускал на казахском языке «Блокнот агитатора Красной Армии» и листовки о героях Советского Союза.

1948 году защитил в Москве диссертацию по этногенезу казахского народа.

Умер 28 января 1958 года.

О Аманжолове Править

М. Н. Вяткин в 1948 году писал: 
«Ни один исследователь вопроса этногенеза казахского народа мимо исследования С. Аманжолова не пройдёт.» 
Член-корреспондент академии наук СССР, профессор Н. К. Дмитриев писал: 
«Труд С. Аманжолова стал событием в казахской филологии, потому что его труд был первым глубоким научным исследованием 
в области казахской диалектологии. Основная суть диссертации - он опроверг богатым материалом ложное и вредное для науки  
мнение о том, что в современном казахском языке отсутствует диалект».

Библиография Править

  • «Грамматика казахского языка» С. Аманжолова для 4-го класса, Алма-ата, 1934.
  • Орфографический словарь казахского языка. Алма-Ата, 1941.
  • Краткий курс синтаксиса казахского литературного языка. Алма-Ата, 1950
  • Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959
  • Необходимые материалы для курса исторической грамматики. Алма-Ата, 1964
  • «Қазақ тiлi теориясының негiздерi» — «Основы теории казахского языка». Алматы, («Ғылым», 2002) (сборник избранных статей С. А. Аманжолова на казахском и русском языках).

Статьи Править

  • «Элементы флективности в казахском языке» (1935)
  • «Септiк жалғауларының қызметi» — «Функции падежных окончаний» (1936)
  • «Сөйлем мүшелерiн таптастыру мәселелерi» — «Проблемы классификации членов предложения» (1936)
  • «Природа сложноподчиненных предложений в казахском языке по сравнению с русским языком» (1940)
  • «Советское языкознание на новом этапе» (1951)

Неизданное Править

  • О языке кыпчакского племенного союза (1957)
  • Природа прилагательных в казахском языке (1946)
  • «Из опыта политико-воспитательной работы среди бойцов нерусской национальности в дни Великой Отечественной войны» (1945)

и др.

Ссылки: Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики