ФЭНДОМ

Файл:500 Tenge.jpg

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (873950) — крупнейший представитель восточного аристотелизма.

Биография Править

Родился в местности Фараб на Сырдарье при впадении в нее реки Арысь (ныне Южно-Казахстанская область, Казахстан). Первоначальное образование Фараби получил на родине. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал. Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Относительно имен учителей Фараби не наблюдается согласия. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. За свою жизнь посетил все основные города региона: Бухара, Мерве, Хорасан, Александрия, Каир, Дамаск, Багдад. Фараби — автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Труды Фараби оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Научная деятельность Править

Метафизика Править

Идеи Фараби о бытие близки идеям аристотелизма и неоплатоническому учению об эманации. Бытие согласно его учению состоит из шести ступеней-начал. Эти начала являются одновременно основами для всего существующего и связаны отношениями причины и следствия.

Всё существующее и все начала по своему характеру разделены на два типа. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Вещи этого типа называются «возможно сущими». Для вещей второго типа, называемых «необходимо сущими», характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование.

Всё, что относится к «возможно сущему» для своего бытия нуждается в определенной причине, то есть становится «необходимо-сущее благодаря другому». Такой причиной является «необходимо-сущее само по себе» или божество, которое производит в вечности мир.

Таким образом в качестве первой причины у Фараби выступает бог, которому присуща единственность. Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является своеобразный космический разум, который заботится о «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.

Музыка Править

Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведеней о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы из которых образуется музыкальное произведение.

Учение об образцовом городе-государстве Править

Ряд социально-этических трактатов Фараби посвещен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья» и другие небольшие трактаты). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Во главе добродетельных городов (ал-мадина ал-фазила) находятся правители-философы, выступающим одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города (ал-мадина ал-джахилия), правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Основные сочинения Править

Определить общее количество работ созданных Фараби трудно. По данным некоторых авторов оно колеблется между 80 и 160.

  • «Слово о субстанции»
  • «Существо вопросов»
  • «Книга о законах»
  • «Книга о постоянстве движения вселенной»
  • «О смысле разума»
  • «Книга о разуме юных»
  • «Большая сокращенная книга по логике»
  • «Книга введения в логику»
  • «Книга доказательства»
  • «Книга об условиях силлогизма»
  • «Трактат о сущности души»
  • «Слово о сновидениях»
  • «Книга об определении и классификации наук»
  • «Книга о смысле философии»
  • «Книга о том, что нужно знать для изучения философии»
  • «Примечания к философии»
  • «Книга об объеме и количестве»
  • «Книга введения в пространственную геометрию»
  • «Книга о правильных и неправильных правилах астрологии»
  • «Большая книга по музыке»
  • «Слово о музыке»
  • «Книга о классификации ритмов»
  • «О вакууме»
  • «Об основах физики»
  • «О необходимости искусства химии»
  • «Об органах животных»
  • «Об органах человека»
  • «Книга об искусстве письма»
  • «Книга о стихе и риторике»
  • «О буквах и произношении»
  • «Книга о риторике»
  • «Книга о каллиграфии»
  • «О словарях»
  • «Гражданская политика»
  • «Трактат о достижении счастья»
  • «Книга о войне и мирной жизни»
  • «Книга изучения общества»
  • «Добродетельные нравы»
  • «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»

Издания на русском языке Править

  • Философские трактаты. А.-А., 1970.
  • Математические трактаты, А.-А., 1972.
  • Социально-этические трактаты. А.-А., 1973.
  • Логические трактаты. А.-А., 1975.
  • О разуме и науке. А.-А., 1975.

Библиография Править

  • Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. — М.: Мысль, 1982. — 198 с.
  • Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975
  • Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.)
  • Madkour J., La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.
  • Habib Hassan Touma (1996). The Music of the Arabs, trans. Laurie Schwartz. Portland, Oregon: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8
  • Majid Fakhry, Al-Farabi, Founder of Islamic Neoplatonism: His Life, Works, and Influence, Oxford: Oneworld Publications, (2002), ISBN 1-85168-302-X
  • Christoph Marcinkowski, "A Biographical Note on Ibn Bajjah (Avempace) and an English Translation of his Annotations to Al-Farabi's Isagoge". Iqbal Review (Lahore, Pakistan), vol. 43, no 2 (April 2002), pp 83–99.
  • Deborah Black. Al-Farabi in Leaman, O & Nasr, H (2001). History of Islamic Philosophy. London: Routledge.
  • David Reisman. Al-Farabi and the Philosophical Curriculum In Adamson, P & Taylor, R. (2005). * The Cambridge Companion to Arabic Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Corbin, H. (1993). History of Islamic Philosophy. London: Keagan Paul International.

ar:أبو نصر محمد الفارابي

bn:আল ফারাবী bs:Al Farabi de:Al-Farabi en:Al-Farabi es:Al-Farabi fa:ابونصر فارابی fi:Al-Farabi fr:Al-Farabi gl:Al-Farabí hr:Al Farabi hu:Abú Naszr Muhammad al-Fárábí id:Al-Farabi ja:ファーラービー ku:El-Farabî la:Alpharabius ms:Abu Al-Nasr Al-Farabi nl:Al-Farabi pl:Al-Farabi pt:Al-Farabi sk:Abú Nasr Muhammad al-Fárábí sl:Al-Farabi sv:Al Farabi tr:Farabi

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики