ФЭНДОМ

Файл:437px-Biruni-russian.jpg

аль-Бируни, Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад (4 сентября 9739 декабря 1048) — среднеазиатский учёный-энциклопедист.

Аль-Бируни родился в предместье города Кят, столицы Хорезма (современный Узбекистан), писал на арабском языке, написал свыше 40 трудов, в том числе: «Памятники минувших поколений», «Разъсянение принадлежащих индийцам учений…» (важный источник по истории раннего средневековья), «Книга сводок для познания драгоценностей», «Канон Масуда», а также трактатов по минералогии, медицине и др.

Произведя довольно точные астрономические и геодезические измерения, аль-Бируни установил угол наклона эклиптики к экватору и ист. ход его изменения, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных, высказал идею о движении Земли вокруг Солнца и довольно точно определил диаметр Земли. Аль-Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения.

В самом первом сочинении «Хронология древних народов» (1000 г.) Аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира.

В 1038 г. аль-Бируни написал «Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой опрделен удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.

В «Книге Масуда» излагается тригонометрический метод измерения географических долгот, близкий к современным геодезическим методам.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счета неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воcкликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Газни на юге Афганистана.

Ссылки Править

Литература Править

  • Бируни Абу Рейхан. Индия. пер Халидова, Ю. Завадовского. М. Ладомир. 1995.
  • Бируни Абу Райхан. Избранные произведения, Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1957.
  • Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З. К. Абу-р-Райхан Ал-Бируни. М. Наука. 1973.
  • Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М. Госиздат техн.-теор. лит. 1953.
  • Тимофеев И.В. Бируни. Жизнь замечательных людей. М. Молодая гвардия. 1986.

ar:أبو الريحان البيروني

bs:El-Biruni de:Al-Biruni en:Al-Biruni eo:Al-Biruni es:Al-Biruni fa:ابوریحان بیرونی fr:Al-Biruni id:Al-Biruni it:Al-Biruni ja:アブー・ライハーン・アル・ビールーニー ku:Birûnî ms:Abu Raihan Al-Biruni nl:Al-Biruni pl:Biruni sl:Al-Biruni sv:Abu Raihan Muhammed ibn Ahmed al-Biruni tr:Biruni ur:البیرونی

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики