ФЭНДОМ

Натан Исаевич Альтман (18891970) — русский и советский живописец, скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968), мастер портрета.

Биография Править

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в семье еврейского торговца. Рано лишился отца. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учебу в парижской частной студии (19101911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина. Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).

Весной 1928 г. Альтман выехал с Государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался в Париже, где пробыл до 1935 г. Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошел от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В.Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970.

Произведения Править

  • Портрет А. А. Ахматовой, 1914, Русский музей, Петербург
  • Автопортрет, скульптура, 1916
  • цикл «Еврейская графика», 1914
  • Портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея
  • Петрокоммуна,
  • Материальный подбор,
  • Россия. Труд

Театральные работы Править

  • «Король Лир», ГБДТ, 1941
  • «Отелло», 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
  • «Гамлет», 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина

Библиография Править

  • Петров В., Разносторонний художник, «Творчество», 1969, № 10.
  • Эткинд М. Н. Альтман. М., 1971
  • Натан Альтман. Выставка произведений (каталог). М., 1978

de:Natan Issajewitsch Altman

uk:Альтман Натан Ісаєвич

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики