ФЭНДОМ

Файл:Albert II of Germany Habsburg.jpg

Альбрехт II (нем. Albrecht II.; 10 августа 1397, Вена27 октября 1439, Лангендорф) — король Германии (c 1438 г.), король Венгрии и Чехии (c 1437 г.), герцог Австрии1404 г., под именем Альбрехт V), маркграф Моравии (c 1423 г.) из Альбертинской линии династии Габсбургов. Первый Габсбург, объединивший под своей властью Австрию, Чехию, Венгрию и Германию.

Молодые годыПравить

Альбрехт V был сыном австрийского герцога Альбрехта IV и Иоганны Баварской. Когда после смерти отца в 1404 г. он унаследовал престол Австрии, Альбрехту было всего семь лет. Опеку над юным герцогом оспаривали его дядья из Леопольдинской линии габсбургского дома, пока в 1406 г. они не пришли к соглашению о назначении опекуном Леопольда IV, старшего в роде. Тем не менее междоусобицы возобновились в 1407 г., когда городской совет Вены выступил в поддержку штирийского герцога Эрнста Железного. Между Леопольдом IV и Эрнстом началась война, сопровождавшаяся казнями сторонником той и другой стороны. Победу в конце концов одержал Леопольд IV, однако в 1411 г. он скончался, и бразды правления Австрийским герцогством взял на себя Альбрехт V.

Союз с Сигизмундом и гуситские войныПравить

Начало самостоятельного правления Альбрехта V в Австрии было довольно успешным. Герцог поощрял развитие торговли и добился подчинения аристократии центральной власти. В стране воцарилось спокойствие и порядок. Однако в начале 1420-х гг. Альбрехт V тесно сблизился с императором Сигизмундом и в 1422 г. женился на его дочери и наследнице Елизавете Люксембургской (1409—1442). По материнской линии предками Елизаветы были короли Венгрии, Чехии и Польши, что ставило Альбрехта V в центр династических связей Центральной Европы.

С другой строны, союз с Сигизмундом означал вовлечение Альбрехта V в войну, которую император безуспешно вёл с гуситами Чехии. В 1423 г. Сигизмунд даровал своему зятю в апанаж маркграфство Моравия, находящееся на первом рубеже борьбы с гуситами. Уже в 1420 г. Альбрехт V участвовал в крестовом походе в Чехию и неудачно осаждал гуситский лагерь в Таборе. Позднее в Австрии было набрано 12-титысячная армия, которая была направлена на войну с гуситами. Но чешские повстанцы перешли в наступление и в 1425 г. вторглись на территорию Австрии. Спустя два года Альбрехт V вновь возглавил крестовый поход на гуситов, но потерпел поражение, а австрийские земли были разорены гуситскими отрядами. Вена и другие города герцогства подверглись осаде. Лишь в 1431 г. у Кирхберга и в 1432 г. у Зноймо австрийским войскам удалось разбить чешских ополченцев.

Король Венгрии и ЧехииПравить

В 1437 г. скончался император Сигизмунд. В соответствии с договором 1402 г., заключённым ещё Альбрехтом IV Габсбургом, в случае отсутствия сыновей у Сигизмунда, ему должны были наследовать Габсбурги. И действительно, собрание соловий Венгрии, а затем сейм Чешского королевства признали Альбрехта V королём. Правда, в Венгрии Альбрехт был вынужден подписать достаточно жесткие требования, предусматривающие необходимость согласования с баронами и прелатами королевства всех вопросов внутренней и внешней политики и назначение на государственные должности исключительно венгров. 1 января 1438 г. Альбрехт был коронован в Секешфехерваре королём Венгрии.

В Чехии Альбрехт столкнулся с оппозицией части гуситского дворянства, ориентировавшейся на Польшу и желавшей видеть в качестве чешского короля представителя правящей в Польше династии Ягеллонов. Гуситы вновь укрепили Табор, а в страну вторглись польские войска. Альбрехту, однако, удалось оттеснить поляков, примириться с оппозицией и утвердиться на чешском престоле.

Король Германии и борьба с туркамиПравить

18 марта 1438 г. Альбрехт был избран немецкими курфюрстами во Франкфурте королём Германии под именем Альбрехта II. Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии были объединены под властью Габсбурга. С 1438 г. и до падения Священной Римской империи в 1806 г. престол империи постоянно (кроме короткого периода 17421745 гг.) занимали Габсбурги. Сам Альбрехт, однако, не пытался пройти официальную коронацию императором в Риме (возможно, просто не успел).

Главной проблемой в новых владениях Альбрехта была резко возросшая турецкая угроза. Султан Баязид II напал на владения сербского деспота Георгия Бранковича, главного союзника венгерских королей на Балканах, и полностью опустошил Сербию. Турки вышли к самым границам Венгрии. Альбрехт призвал венгерское дворянство к оружию на защиту своего королевства и лично возглавил поход на турок. Однако в конце октября 1439 г. в военном лагере у Комарома он неожиданно заболел дизентерией и 27 октября скончался. Единственный сын Альбрехта — Ладислав, родился спустя четыре месяца после смерти короля. Альбрехт II похоронен в усыпальнице венгерских королей в Секешфехерваре.

Брак и детиПравить

Георг (1431—1435)
Анна (1432—1462), замужем (1446) за Вильгельмом III, герцогом Люксембурга
Елизавета (1436—1505), замужем (1454) за Казимиром IV, королём Польши
Ладислав Постум (1440—1457), король Венгрии, Чехии, герцог Австрии

ЛитератураПравить

  • Митрофанов, П. История Австрии с древнейших времён до 1792 г. — М., 2003
  • Пристер, Е. Краткая история Австрии. — М., 1952
  • Шимов, Я. Австро-Венгерская империя. — М., 2003

 Предшественник 
Сигизмунд
  король Германии 
14381439
Преемник
Фридрих III
  король Венгрии
14371439
Преемник
Уласло I
  король Чехии
14371439
Преемник
Ладислав I
  маркграф Моравии
14231439
 Предшественник 
Альбрехт IV
  герцог Австрии 
14041439
cs:Albrecht II. Habsburský

de:Albrecht II. (HRR) en:Albert II of Germany es:Alberto II de Habsburgo et:Albrecht II (Saksa kuningas) fr:Albert II du Saint-Empire hu:Albert magyar király it:Alberto II del Sacro Romano Impero ja:アルブレヒト2世 (神聖ローマ皇帝) la:Albertus II nl:Albrecht II van het Heilige Roomse Rijk pl:Albrecht II Habsburg pt:Alberto II da Germânia ro:Albert al II-lea de Habsburg sv:Albrekt II av Tyskland zh:阿尔布雷希特二世 (德意志)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики