ФЭНДОМ

Файл:Alchemik Sedziwoj Matejko.JPG

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia, от араб. خيمياء‎‎, предположительно от египетского «chemi» — черный, откуда также греческое название Египта, чернозёма и свинца — «черная земля»; другие возможные варианты: др.-греч. χυμος — «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др.-греч. χυμα — «сплав (металлов)», «литье», «поток», др.-греч. χυμευσις — «смешивание», др.-греч. Χιμαιρα — «Химера») — общее название существующих в различных культурах систем трансформации человека, основанных на метафоре химических превращений и использующих химические соединения, а также сопутствующих этим системам и возникших, вероятно, в результате их вульгаризации попыток получения драгоценных металлов, снадобий, философского камня, универсального растворителя, питьевого золота и других якобы обладающих чудесными свойствами веществ. В алхимии человек или его отдельные компоненты (сознание, дух, душа, тело, отдельные энергии и т. п.) рассматриваются как обладающие определенными химическими и физическими свойствами субстанции, и с ними производятся некоторые операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что в ходе истории часто давало повод к их превратному пониманию.

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию» (термины происходят из китайской алхимии — перевод «нэй дань» и «вэй дань» соответственно). В действительности, ни одна из «внешних алхимий» не является цельной самостоятельной системой. Все они представляют собой лишь смесь неправильно понятых и деградировавших методик из соответствующих «внутренних алхимий», дополненных некоторыми практическими химическими и фармакологическими знаниями. Последние в ходе истории служили основой первых чисто химических описаний. Представление о независимом существовании самостоятельных «внешнеалхимических» школ и тем более о происхождении «внутренней алхимии» из «внешней» не выдерживает критики ни для одной из традиций. «Внешняя» алхимии всегда является либо частью соответствующей «внутренней», либо вульгаризацией и ложной интерпретацией последней.

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приемом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и ее сульфидкиноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — китайская. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и ее легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста). Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения, в китайской, индийской и тибетской алхимии, кроме того, драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  1. очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путем прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  2. священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы). Для египетско-греко-арабско-европейской алхимической традиции крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).

Ни одна из алхимических традиций не описана сколько-нибудь полно современной наукой. Исследования находятся в начальной стадии, более или менее достоверно реконструированы лишь отдельные фрагменты алхимических систем. Ведутся споры даже по основным вопросам. Это связано прежде всего с самим характером алхимических учений, имеющих сугубо практическую направленность и предусматривающих трансформацию самого алхимика. Основное открытие исследователей алхимических систем состоит в том, что последние не могут быть правильно поняты без практического прохождения всех их стадий самим исследователем. По самому своему устройству алхимические знания представляют собой чудесные волшебные миры, полные загадок и тайн.

Не ясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Не вызывает сомнений генетическая связь внутри следующих групп:

  1. платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зорастризм, манихейство, каббала, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;
  2. практики сиддхаров — доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;
  3. даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния – Япония, Корея, Индокитай.

Литература Править

  • Никола Фламель. Алхимия / Пер. со старофр. Г.А. Бутузова. - СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с. + цв. вкл.
  • Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.
  • Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю.М. Донец – СПб: Б.С.К., 1997
  • Элиаде, М. Азиатская алхимия. Пер. с рум., англ. и фр. А.А. Старостина и др. – Москва: Янус-К, 1996
  • Юнг, К.Г. Дух Меркурий. Собр. соч. Пер. с нем. А. Гараджи и др. – Москва: Канон, 1996
  • Юнг, К.Г. Психология и алхимия. Пер. с англ. С.Л. Удовик – Москва: REFL-book, Ваклер, 1997
  • Chilackige, M. Oriental Alchemy… – Tokyo, 1936
  • Farber, E. Great Chemists – Interscience Publishers, 1961
  • Ferguson, J. The Books of Secrets – London: 1913-1914
  • Klossowski de Rola, S. Alchemy: The Secret Art – London: 1973
  • Holmyard, E.J. Alchemy – Edinburgh: 1957 (reprinted 1968)
  • Holmyard, E.J. Makers of Chemistry – Oxford: The Clarendon Press, 1939
  • Hutin, S. L'alchemie – Paris: 1961
  • Jung, C.G. Alchemical Studies - Complete Works, v. 4 – Princeton, NJ: Princeton Univ. Press
  • Jung, C.G. Symbols of Transformation - Complete Works, v. 5 – Princeton, NJ: Princeton Univ. Press
  • Multhauf, R.P. The Origins of Chemistry – 1967
  • Partington, J.R. A Short History of Chemistry, 1939
  • Pritchard, A. Alchemy: A Bibliography of English-Language Writings – 1980
  • Read, J. Prelude to Chemistry: An Outline of Alchemy – New York: Macmollan, 1937
  • Redgrove, H.S. Alchemy, Ancient and Modern – London: 1911
  • Sarton, G. Introduction to the history of science – Baltimore: Williams and Wilkins, 1927
  • Stillman, J.M. Story of Alchemy and Early Chemistry
  • Thorndike, L. History of Magic and Experimental Science – New York: 1923-1958
  • Von-Meyer, E. History of Chemistry – 1906

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики