ФЭНДОМ

Файл:Patriarch-Alexius I.jpg

Алексий I (в миру — Сергей Владимирович Симанский) — Патриарх Московский и всея Руси (2 февраля 1945 — 17 апреля 1970).

Родился 27 октября 1877 года в Москве в семье камергера Двора Его императорского величества.

Образование и военная служба Править

В 1896 году окончил Императорский лицей памяти цесаревича Николая. В 1899 году окончил Московский императорский университет, получив специальность юриста (тема кандидатской работы «Комбатанты и некомбатанты во время войны»). В 18991900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий).

Монашество и преподавательская деятельность Править

9 февраля 1902 года пострижен в монашество, 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха.

В 19041906 — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был псковским архиереем). В 1906 году стал архимандритом и ректором Тульской духовной семинарии.

С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).

Архиерей Править

28 апреля 1913 хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

После Октябрьской революции в январе 1920 года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 года предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

С 21 февраля 1921 года — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 года, после ареста митрополита Вениамина вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с лидера «обновленчества» протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться «обновленческому» руководству и в июле 1922 года сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.

В октябре 1922 года был арестован и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск Карагандинской области, где постоянно служил в городском храме. В 1926 году ему было позволено вернуться в Ленинград. С сентября 1926 — управляющий Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С 1927 года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.

С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).

5 октября 1933 года будущий Патриарх стал митрополитом Ленинградским. В период блокады Ленинграда оставался в городе, проводил литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.

4 сентября 1943 года в составе делегации РПЦ он встречался со Сталиным в Кремле. После этой встречи отношения Русской православной церкви и Советским государством значительно улучшились. 8 сентября 1943 года участвовал в Архиерейском соборе, предложил в качестве кандидатуры на патриарший пост митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода. С 1944 года, после кончины Патриарха Сергия, был Местоблюстителем Патриаршего престола.

Патриарх Править

2 февраля 1945 года Алексий I был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе РПЦ после 1918. В 1946 году Алексий I принял одно из самых неоднозначных решений в истории русского православия: Украинская греко-католическая церковь (так называемая «униатская») была присоединена к Русской православной церкви, что было одобрено правительством страны и лично Сталиным.

В патриаршество Алексия I окончательно исчезло обновленчество, были нормализованы отношения с Грузинской православной церковью, развивались контакты с Восточными Патриархатами и православными церквями Восточной Европы. В июле 1948 года в Москве торжественно отмечалось 500-летие автокефалии Русской православной церкви. В связи с этими торжествами состоялось Совещание глав и представителей одиннадцати (из тринадцати) поместных православных церквей, которое негативно отнеслось к экуменическому движению.

С 1958 года началась политика нового закрытия церквей, инициируемая Хрущёвым; некоторые религиозные деятели в этот период подвергались преследованиям и арестовывались. Патриарх пытался по мере сил противостоять этому, что резко ухудшило его здоровье в столь пожилом возрасте. В феврале 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение он в своем выступлении говорил об исторических заслугах Православной Церкви и о том, что она сегодня несправедливо «испытывает нападки и порицания». Власть восприняла выступление Патриарха как «антисоветское».

В 1961 году не смог противостоять требованию Совета по делам религий ограничить роль настоятелей в приходах и расширения функций старост, как правило, связанных с властью. Эти положения были узаконены на Архиерейском соборе 1961 и вызвали протесты ряда церковных деятелей, в том числе архиепископа Ермогена (Голубева). Деятельность последнего была признана «неполезной» для церкви Св. Синодом в 1968 году.

В последние годы жизни Патриарха значительное влияние на церковную жизнь оказывал его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов, потомок крепостных, принадлежавших дворянам Симанским.

17 апреля 1970 года Патриарх скончался в Переделкине от инфаркта миокарда. Алексий I похоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Патриарх Алексий I был руководителем Русской православной церкви более 25 лет, дольше всех в истории.

Ссылки Править

Предшественник:
Сергий
Патриарх Московский и всея Руси
1945-1970
Преемник:
Пимен
en:Patriarch Alexius I

fr:Alexis Ier de Moscou pl:Aleksy I (patriarcha Moskwy)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики