ФЭНДОМ

Абаза Алексей Михайлович (1853—1915)

Из дворянского рода молдавского происхождения. Отец — Абаза, Михаил Агеевич, (1825—1859), убит на дуэли. Мать — Золотарёва Алекcандра Алексеевна (с 1866 года вторично замужем за графом Львом Алексеевичем Бобринским). Племянник министра финансов России А.А.Абазы.

Морская служба Править

Образование получил в Морском кадетском корпусе.

1873 — юнкер Балтийского флота с 1 мая. Совершил учебное плаванье в Финском заливе на фрегате «Севастополь».

18731874 — участвует в средиземноморском походе на фрегате «Князь Пожарский».

18741879 — совершает кругосветное плаванье на корвете «Баян».

1875 — 5 декабря произведён в гардемарины.

1876 — с 11 сентября мичман. Награждён в Японии орденом «Восходящего солнца». Флаг – офицер начальника отряда судов Тихого океана Асланбегова. В плаваньях на кораблях: крейсере «Азия», фрегате «Минин», клипере «Наездник», фрегате «Князь Пожарский».

1881 — с 01 янаря — лейтенант.

1882 — награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. Служит на крейсере «Африка».

1883 – в плаванье на клипере «Соболь» в Татарском проливе и за границей.

1885 – фрегат «Дмитрий Донской» и яхта «Стрельна».

1886 — отбывает в Германию (Эльбинг) для организации проводки речными путями в Чёрное море трёх миноносцев. Командируется морским ведомством для сопровождения управляющего (адмирала И.А.Шестакова) в поездке по портам Восточной Сибири. Возращается с Дальнего Востока на пароходе Доброфлота «Москва», завершив кругосветное путешествие. Заведует паровыми катерами «Прибой» и «Светлана».

1887 – в плаванья по Балтике на кораблях: яхта «Стрельна», миноноска № 139, крейсер «Азия», фрегат «Генерал — адмирал».

1888 — яхта «Стрельна».

1889 — адъютант в свите генерал – адмирала великого князя Алексея Александровича посещает Черноморский флот, совершая выходы в море на пароходе «Эриклик» и эскадренном броненосце «Екатерина Вторая».

1890 — присвоено звание капитана 2-го ранга.

18921894 — старший офицер корвета «Витязь», командир крейсера «Азия».

1895 — капитан 1-го ранга со 2 апреля. Направлен во Францию для наблюдения за постройкой крейсера «Светлана» и командует им по 1899 год. Назначается командиром Гвардейского флотского экипажа.

1901 — с 1 апреля — контр–адмирал.

Государственная деятельность Править

1902 —назначен в свиту Его Императорского Величества с 06.05.1902 г. С 10 ноября – помощник начальника министерства торгового мореплаванья и портов. Командует учебным отрядом Морского кадетского корпуса.

1903 — с 20 января исполняющий обязанности заместителя начальника Министерства. С 10 октября назначен управляющим Особым комитетом по делам Дальнего Востока. Пользовался правом личного доклада Императору Николаю II. Наряду со своим двоюродным братом, статс-секретарём А..М.Безобразовым, имел большое влияние на дипломатическую работу с Японией, фактически оттеснив МИД. Так называемая «безобразовская клика», уверенная в слабости Японии, вела переговоры с позиции силы, что в результате способствовало развязыванию войны.

1904 — осенью «инкогнито» направлен в Западную Европу для организации закупки через третьих лиц семи южноамериканских крейсеров («Гарибальди», «Генерал Сан — Мартин», «Пуэйредон», «Генерал Бельграно» — в Аргентине и «О’Хиггинс», «Эсмеральдо», «Чакабуко» в Чили) для ведения военных действий против Японии. Миссия закончилась провалом.

1905 — 13 июня отчислен от должности управляющего делами «Особого комитета по Дальнему Востоку» за упраздением последнего, с оставлением в свите Императора и в Гвардейском экипаже, после чего влияние Абазы на государственные дела сошло на нет.

В.И.Гурко, современник А.М.Абазы, так характеризует его: «Будучи моряком по роду службы, попал нечаянно в руководители внешней политики России и смело брал на себя разрешение крайне сложных и щекотливых международных вопросов, без малейшей к тому подготовки, опираясь лишь на возможность непосредственных сношений с Царским Селом…».

Библиография Править

  • Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствовании Николая II в изображении современника. М., 2000 г. ISBN 5-86793-109-9
  • Документы по переговорам с Японией 1903—1904, хранящиеся в Канцелярии «Особого Комитета Дальнего Востока», СПб., 1905 (так называемая "Малиновая Книга"; крайне редкая; извлечения из неё в "Освобождении" № 73)
  • Записку графа В.Н.Ламсдорфа по поводу этого сборника в "Вестнике Европы", 1907, № 4.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики