ФЭНДОМ

Александр (в миру Александр Феофилович Петровский) (23 августа 1851, Луцк — 12 мая 1940, Харьков) — архиепископ Харьковский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Учитель Править

Родился в семье диакона. Окончил четыре класса Волынской духовной семинарии. Много лет был учителем народных школах.

Монах Править

  • В 1900 пострижен в монашество в Донском монастыре Москвы и рукоположен во иеромонаха. Затем был возведен в сан архимандрита и назначен наместником этого монастыря.
  • С 1903 — эконом и казначей Туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского епархиального учительского совета, Духовной консистории и Палестинского Общества.
  • С 1906 — казначей Жировицкого Успенского монастыря Гродненской епархии.
  • С 1910 - настоятель Лубенского Спасо-Преображенского монастыря.
  • С декабря 1917 — настоятель Псково-Печерского монастыря.

Служение на Полтавщине Править

В 1918 переехал в Полтаву, жил при архиепископе Феофане (Быстрове).

С 1919 — настоятель скитской церкви Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря Полтавской губернии. Затем был духовником скита, образованного частью монахинь монастыря в районе реки Псел. Обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ на общее пение. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная продолжалась не меньше четырех часов — и проходила с громадным подъемом. В 1932 скит был закрыт властями.

В 1932 — наместник Киево-Николаевского монастыря.

Архиерей Править

  • С 30 октября 1932 — епископ Уманский, викарий Киевской епархии.
  • С 25 августа 1933 — епископ Винницкий.
  • С 1937 — архиепископ.
  • С 20 мая 1937 — архиепископ Харьковский. В это время в городе Харькове оставался действующим лишь один православный храм — его посещало столько людей, что причащение продолжалось по несколько часов.

Арест и кончина в тюрьме Править

28 июля 1938 был арестован УНКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, как участник антисоветской церковной организации «иоаннитов», а также по обвинению в шпионаже в пользу Польши.

17 июня 1939 был осуждён к 10 годам тюремного заключения. После суда содержался в тюрьме. 5 января 1940 приговор был отменён и дело было возвращено на доследование, однако освобождён не был, несмотря на преклонный возраст. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24 мая 1940 в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни.

Тело владыки было по ошибке отправлено из тюрьмы в городской судебно-медицинский морг. Когда ошибка выяснилась, из тюрьмы поступило указание вернуть тело обратно. Однако верующие смогли подменить тело и тайно похоронить владыку на Залютинском кладбище Харькова, обозначив место захоронения особым знаком. В настоящее время мощи святителя Александра находятся в Свято-Благовещенском соборе Харькова.

22 июня 1993 определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 причислен к лику общероссийских святых.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики