Викия

Наука

Александр Чижевский

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля1897 Цехановец, сейчас Польша, — 20 декабря 1964, Москва) — советский биофизик, основоположник гелиобиологии и аэроионификации.

Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности зависимость между циклами активности Солнца и явлениями в биосфере.

В 1935 году обнаружил метахромазию бактерий («эффект Чижевского — Вельховера»).

Впервые экспериментально установил факт противоположного физиологического действия ионов в воздухе на живые организмы, применил искусственную аэроионизацию (лампа Чижевского).

«Его историческая заслуга состоит в том, что он завершил начатую четыре с половиной столетия назад Н. Коперником ломку геоцентризма в его последнем прибежище: биологии и медицине. А.Л. Чижевский явился основоположником космической биологии и экологии, показав, что все живое на нашей планете пульсирует в ритмах Солнца, а понятие «среда» в науках о жизни должно быть расширено - в него должен быть включён космос. Его многочисленные работы, посвящённые динамике массовых процессов в биосфере в связи с циклической и короткопериодической деятельностью светила дали основание новой научной дисциплине - гелиобиологии». Голованов Л.В., Александр Леонидович Чижевский: Земное эхо солнечных бурь.

Наиболее известные работы Править

  • Земное эхо солнечных бурь, М., 1973.

Ссылки Править

Викия-сеть

Случайная вики