ФЭНДОМ

Файл:Ablesimov.jpg

Александр Онисимович Аблесимов (27 августа (7 сентября17421783) — драматургсатирик, из мелкопоместных дворян, из небогатых помещиков Галичского уезда Костромской губернии.

Аблесимов образование получил незначительное, и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в Аблесимове пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии Аблесимов перевёлся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом генерала Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешёл экзекутором в московскую управу благочиния.

В этой должности Александр Онисимович и умер в 1783 г., в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы использовал исключительно на воспитание единственной дочери.

Литературную деятельность начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем Аблесимов напечатал сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (СПб., 1769), а в Новиковском «Трутне» 1769—70 г. поместил ряд сатирических стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях Аблесимов по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щёголи; язык местами не лишён выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью.

20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимов «Мельник колдун, обманщик и сват» (М., 1782, 1817, 1886; СПб., 1831 и чаще) с музыкой М. М. Соколовского, составленной из русских песен. Это одна из тех «народных» опер XVIII столетия, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполонённые немецко-французским псевдоклассицизмом. Аблесимов не был в этом деле инициатором. Есть известие, что ещё в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке» Колычева, взятая автором «из древних русских сказок», а при Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комическая опера «в русских нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым. Затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкой Е. И. Фомина), Михаила Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера Аблесимов имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине XIX века.

Другие сочинения Аблесимов: «Счастье по жребию» (М., 1780), оперетка «Странники» (М., 1780), драматический диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир».

В 1781 г. Аблесимов анонимно издавал в Москве сатирический журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел.

Собрание сочинений Аблесимова издал Смирдин (С.-Петербург, 1849).

Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).

Библиография Править

  • Собрание сочинений изданное в одном томе Смирдиным (неполно) , СПБ.
  • Полное собрание стихотворений (1849) в «Русской поэзии» под ред. С. А. Венгерова, т. I. — СПБ. 1897.
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. т. I. — СПБ. 1900.
  • Венгеров С. А. Критическо—биографический словарь русских писателей и учёных. т. I. — СПБ. 1889.
  • Соч., СПБ. 1849; [Соч.], в кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.—Л., 1950.
  • История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

uk:Аблесімов Олександр Онисимович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики