ФЭНДОМ

Владимир Алейников
Алейников
Род деятельности:

русский поэт, прозаик, переводчик, художник, основатель и лидер содружества СМОГ

Годы творчества:

с 1962

Язык произведений:

русский

Дебют:

май 1962 года, стихи в газете «Червоний гiрник» (Кривой Рог)

Премии:

Премия Андрея Белого (1980), Премия журнала «Молодая гвардия» (1985), Премия газеты «Литературные известия» (2009), Бунинская премия (2012), Лауреат журнала «День и ночь» (2012), Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Награды:

медаль Кирилла и Мефодия (1996), медаль имени Циолковского (2006)

Влади́мир Дми́триевич Але́йников (родился 28 января 1946) — русский поэт, один из основателей СМОГа.

Биография Править

Родился в Перми, вырос в городе Кривой Рог на Украине, куда семья переехала в апреле 1946 года. Отец — художник-акварелист, мать — преподаватель русского языка и литературы.

Стихи и прозу начал писать в школьные годы. Занимался музыкой, живописью и графикой. В 1962—1964 гг. входил в группу молодых криворожских поэтов. С 1962 г. — первые публикации стихов в украинских газетах. В 1963 г., в период хрущёвских гонений на формализм, подвергался обличению в украинской прессе. В 1964 г. поступил на отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Знакомства и дружбы с основными представителями отечественного андеграунда.

В январе 1965 г. он вместе с Леонидом Губановым основал легендарное литературное содружество СМОГ и стал его лидером. Февраль-март 1965 — знаменитые выступления СМОГа в Москве. С 1965 — публикации стихов на Западе. Весной 1965 г. Алейников был исключён из университета. В 1966 г. восстановлен в МГУ, закончил образование в 1973 году.

При советской власти на родине не издавался. Более четверти века стихи его широко распространялись в самиздате. С 1971 по 1978 — бездомничал, скитался по стране. Алейников работал в археологических экспедициях, грузчиком, дворником, в школе, в многотиражной газете, редактором в издательстве. В начале 80-х писал стихи для детей. Несколько лет писал внутренние рецензии в московских издательствах. В 80-х был известен как переводчик поэзии народов СССР.

Публикации стихов и прозы на родине начались в период перестройки. Первые книги стихов вышли в 1987 году. В начале 90-х изданы несколько больших книг стихов. Ныне Алейников — автор многих книг стихов и прозы — воспоминаний об ушедшей эпохе и своих современниках. Стихи переведены на различные языки.

Член редколлегии журналов «Стрелец», «Крещатик». Член Союза писателей Москвы, Союза писателей 21 века и Высшего творческого совета этого Союза. Член ПЕН-клуба. С 1991 года живёт в Москве и Коктебеле.

Творчество Править

«В стихах Владимира Алейникова каждая строчка — гениальная», — сказал Арсений Тарковский в 1965 году[1]. А поэт Александр Межиров писал[2]:
Знаю Владимира Алейникова, его талантливую, несомненную, сильную поэзию многие годы. Способность пробуждать дремлющие глубины вещей, врожденный инстинкт лаконизма, стилистическая неуязвимость — в высокой степени присущи его стихотворениям. А творческий кругозор Алейникова не знает срывов.
Генрих Сапгир, знавший Алейникова со времён СМОГа, сказал о нём[3]:
Поэзия Владимира Алейникова глубоко интимна. Это всё время ожидание чуда, которое идёт откуда-то из-за горизонта, — и как будто поэт постоянно ловит какие-то звуки и образы, только намёком дающие о себе знать.

«Поэзия Владимира Алейникова — это замечательная традиционная русская поэзия, — считал Эрнст Неизвестный. — Следует помнить, что в этой традиции органично существуют и вся несомненная новизна, и дивная гармония, и небывалая светлая энергия».[4]

В предисловии к сборнику В. Алейникова «Отзвуки праздников» Александр Величанский говорит[5]:
Владимир Алейников был центральной фигурой среди смогистов потому, что именно Алейникову более всех удалось воплотить изначальный пафос новой эстетики, больше других в ней самоопределиться. Поэзия Алейникова потому так стремится к бескрайнему звучанию, потому не ставит себе предела, что, в существе своём, заключает тайну единовременности всего сущего. Владимир Алейников, вне всякого сомнения, самый одарённый поэт своей плеяды, а может быть, изначально. один из самых одарённых поэтов своего времени.
В предисловии к книге В. Алейникова «Избранное» Андрей Битов так пишет о поэте [6]:
Владимир Алейников — великий русский поэт, более сорока восьми лет неустанно пашущий на ниве отечественного слова. Слава мира запечатлена в его стихах с такой силой, что нам легче всего отказать ему в той славе, которую раздаём сами,— в мирской.

Там же, Евгений Рейн:

Владимир Алейников — классик новейшей русской поэзии. Я считаю его великим человеком, великим другом и великим поэтом. Он поэт редкой группы крови. Все мы — патриоты времени. Он — патриот пространства. Выход книг Владимира Алейникова стал событием. Алейников выиграл своё сражение и чётко держит свою дистанцию в русской поэзии.

А в предисловии к «Скифским хроникам» Саша Соколов писал [7]:

Выглядят и читаются книги Владимира Алейникова чудесно. Действительно, манеру свою он изменил, стал писать прозрачнее, точней, но сколько во всём этом силы, ярости. Какое отменное зелье! В сих строках — ясно его различаю и радуюсь вдохновенности его. Говоря без всяких слюней и прикрас, всё его, всё наше мне по-прежнему ценно и близко. Считаю, что Владимир Алейников самый из нашей плеяды подлинный, глубокий и молодой. Я всегда считал Владимира Алейникова лучшим русским поэтом.
СМОГ

СМОГ: Юрий Кублановский, Владимир Алейников, Леонид Губанов, Аркадий Пахомов. 1965 г.

Награды, премии Править

Книги Править

Стихи Править

  • Предвечерье, 1987.
  • Выбор слова, 1987.
  • Родина речи, 1989.
  • «Путешествия памяти Рембо» (книга 1). М.: Прометей, 1990.
  • «Путешествия памяти Рембо» (книга 2). М.: Весы, 1992.
  • «Возвращения». М.: Всесоюзный молодёжный книжный центр, 1990.
  • «Отзвуки праздников». М.: Всесоюзный молодёжный книжный центр, 1990.
  • «Ночное окно в окне». М.: Лира, 1994.
  • «Звезда островитян». М.: Всесоюзный молодёжный книжный центр, 1990.
  • «Скифские хроники». М.: Лира, 1993.
  • «Здесь и повсюду» (книга 1). Кривой Рог, 1994.
  • «Вызванное из боли». М.: Вест-Консалтинг. 2009. ISBN 978-5-903321-98-8
  • «Поднимись на крыльцо». М.: Русский Гулливер. 2010.
  • Избранное. В двух томах. Том первый — стихи 1964—1988, том второй — стихи 1989—2011. Киев. Бизнес полиграф. 2012.
  • Избранное. Стихи 1964—2011. М.: Рипол классик. 2012.
  • «Быть музыке». Избранные стихи 1964—2011. М.: Время. 2012.
  • «При свече и звезде». Стихи разных лет. М.: ОГИ, 2013.
  • «Навстречу знакам». М.: Аграф, 2013.
  • Собрание стихов. В трёх томах. Том первый — из книг 1964—1973, том второй — из книг 1974—1988, том третий — из книг 1989—2013. Санкт-Петербург: Алетейя. Киев: Бизнесполиграф, 2013.

Книги переводов Править

  • Витаутас Брянцюс. «Колокол над морем». М.: Советский писатель, 1991.
  • Педер Хузангай. «Вечерняя тень». М.: Современник, 1987.
  • Педер Хузангай. «Времена любви». Чувашское книжное издательство, 1988.
  • Валем Ахун. «Голубые дожди». Чувашское книжное издательство, 1988.
  • Геннадий Юмарт. «Родное гнездо». Чувашское книжное издательство, 1987.
  • Мушни Микая. «Раздумья». Алашара, 1983.
  • Джамолиддин Карим-заде. «Время цветения». М.: Советский писатель, 1988.
  • Джамолиддин Карим-заде. «Най». М.: Молодая гвардия, 1989.
  • Тарас Федюк. «Зимний стадион». М.: Молодая гвардия, 1990.

И другие.

Книги прозы Править

  • «Тадзимас». Цикл из 8 книг. Феодосия, 2002.
  • «Голос и свет». М.: Звонница-МГ, 2004.
  • «Добрый пастырь». М.: Аграф, 2005.
  • «Имя времени». М.: Аграф, 2005.
  • «Пир». София, 2006.
  • «И пр.» София, 2006.
  • «Довлатов и другие». София, 2006.
  • «Что и зачем». М.: Аграф, 2007.
  • «СМОГ». М.: ОГИ, 2008.
  • «Лишь настоящее». М.: ОГИ, 2010.
  • «Неизбежность и благодать». М.: Этерна, 2012.
  • Избранная проза. В двух томах. Санкт-Петербург: Алетейя. Киев: Бизнесполиграф, 2013.
  • «Однажды будет вечность». Санкт-Петербург: Юолукка (http://www.juolukka.org/1_2_29/index.html), 2013.
  • «Саю ваю». Санкт-Петербург: Юолукка (http://www.juolukka.org/1_2_28/index.html), 2013.
  • «Тадзимас». М.: Рипол классик, 2013.
  • «Есть и останется». США: KRiK Publishing House, 2015.
  • Седая нить. (воспоминания) — М.: Рипол-классик, 2016. — ISBN 978-5-386-09315-0

Другие публикации Править

Публикации стихов, прозы и переводов в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «НЛО», «Континент», «Огонёк», «Грани», «Молодая гвардия», «Смена», «Шо», «Дети Ра», «Крещатик», «Новый журнал», «Волга», «День и ночь», «Север», «Зинзивер», «Футурум арт», «Звезда», «Сибирские огни» и других; в альманахах «День поэзии», «Саксагань», «Литросс», «Истоки» и других; в сборниках: «Другое искусство», «Дикое Поле», «Ветка былой Эллады», «Поэзия ХХI века», «Самиздат века» и других; в газетах «Литературная газета», «Литературная Россия» «Независимая газета» и других.

Литература Править

Ссылки Править

Шаблон:Премия Андрея Белого

Шаблон:Без указания даты смерти, включая ныне живущих

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики