Викия

Наука

Акустика

22 030статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Аку́стика (от греч.άχούω (акуо) «слышу») — наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением и восприятием. А., как наука о звуке, является, с одной стороны, одним из направлений физики (точнее — механики), которое занимается проблемами создания и распространения механических колебаний; с другой стороны, поскольку занимается и проблемами восприятия звука, тесно связана с психофизикой, музыкальной психологией и др.

А. является междисциплинарной наукой, использующей для решения своих проблем широкий круг дисциплин: математику, физику, психологию, архитектуру, электронику, биологию, теорию музыки и др.

Основные направления современной акустики Править

  • Общая (физическая) акустика — теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.
  • Архитектурная акустика — законы распространения звука в закрытых (полуоткрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля и т. д.
  • Строительная акустика — защита от шума зданий, промышленных предприятий (расчет конструкций и сооружений, выбор материалов и т.д.).
  • Психоакустика — основные законы слухового восприятия, определения связи объективных и субъективных параметров звука, определения законов расшифровки «звукового образа».
  • Музыкальная акустика — проблемы создания, распространения и восприятия звуков, используемых в музыке.
  • Биоакустика — теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др.
  • Электроакустика — теория и практика конструирования излучателей и приемников, преобразующую электрическую энергию в акустическую и наоборот, а также всех элементов современных звуковых трактов записи, передачи и воспроизведения звука.
  • Аэроакустика (авиационная а.) — излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях.
  • Гидроакустика — распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др.
  • Акустика транспорта — анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолетах, поездах, автомобилях и др.)
  • Медицинская акустика — разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы)
  • Ультрозвуковая акустика — теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в т. ч. ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др.
  • Квантовая акустика (акустоэлектроника) — теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустичесих волнах
  • Акустика речи — теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д.
  • Цифровая акустика — связана с созданием нового поколение микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.

Интересными направлениями исследования в акустике, на макроскопическом уровне, являются

  • распространение звука в движущихся средах
  • рассеяние звука на неоднородностях среды и распространение звука в неупорядоченных средах
  • характер макроскопических течений в поле звуковой волны
  • поведение вещества в поле сильной ультразвуковой волны, кавитационные явления

На микроскопическом уровне упругое колебание среды описывается фононами — коллективными колебаниями атомов или ионов. В металлах и полупроводниках такие колебания ионов приводят и к колебаниям электронной жидкости, т. е., на макроскопическом уровне, звук может порождать электрический ток. Подраздел акустики, изучающий такие явления и возможности их использования, называется акустоэлектроникой.

Другое близкое по духу направление исследования — акустооптика, т. е. изучение взаимодействия звуковых и световых волн в среде, в частности, дифракция света на ультразвуке.

Литература Править

  • Лепендин Л. Ф. Акустика. — 1978. — 448 с. Аннотация
  • Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с., ил. ISBN 5-7379-0298-6

Ссылки Править

Акустический институт имени академика Н. Н. Андреева

См. также Править

Шаблон:Методы сжатия

az:Akustika bg:Акустика ca:Acústica cs:Akustika da:Akustik de:Akustik el:Ακουστική en:Acoustics eo:Akustiko es:Acústica fi:Akustiikka fr:Acoustique gl:Acústica he:אקוסטיקה hr:Akustika io:Akustiko it:Acustica ja:音響学 ko:음향학 lb:Akustik nl:Akoestiek nn:Akustikk no:Akustikk pl:Akustyka pt:Acústica sh:Akustika simple:Acoustics sk:Akustika sl:Akustika sr:Акустика sv:Akustik ta:ஒலியியல் th:สวนศาสตร์ tr:Akustik uk:Акустика vi:Âm học zh:声学

Викия-сеть

Случайная вики