ФЭНДОМ

Академический Университет - первый в России университет, основанный Петром I в 1724 г. в составе Петербурской Академии Наук; ныне официально признан предшественником Санкт-Петербургского государственного университета. Помещался в одном здании с Академической гимназией.

Обучение велось с января 1726 г. академиками по трем "классам": математика, физика и "гуманиоры". Лекции читались на латинском и немецком языках. Первые студенты выписаны из Германии; позднее их набирали из числа учащихсяся духовных семинарий.

В 1726-1733 гг. в А. у. обучались 38 человек. Занятия велись нерегулярно, прерывались в 1732-1738 и 1740 гг.

По Уставу АН 1747 А. у. получил самостоятельный статус и штат профессоров, были налажены регулярные занятия; число студентов пополняли лучшие ученики Академической гимназии.

В 1758-1765 гг. ректором А. у. был М. В. Ломоносов. При нем университет был разделен на философский, юридический и медицинский факультеты, однако попытки добиться предоставления университету автономии успеха не имели.

В 1770-х гг. А. у. и Академическая гимназия объединены в "Училище Академии", лучшие из старших гимназистов производились в студенты и слушали лекции профессоров. Подготовка студентов в Уч-ще (гимназии) продолжалась до 1805.

Число студентов: в 1726 - 8 чел., в 1752 - 20, в 1758 - 16, в 1776 - 8, в 1795 - 8.

Среди выпускников А. у. действительные члены АН, профессора и адъюнкты ун-та: Г. Ф. Миллер, В. Е. Адодуров, Г. В. Рихман, С. П. Крашенинников (ректор А. у. в 1750-1755 гг.), А. А. Нартов, С. Я. Румовский, А. А. Барсов, И. И. Лепехин, С. К. Котельников, П. Б. Иноходцев, Н. Я. Озерецковский.

Литература Править

  • Толстой Д. А. Академический университет в XVIII столетии: По рукоп. док. Архива АН. СПб., 1885;
  • Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук. М.; Л., 1962;
  • Ее же. Замечательные питомцы Академического университета. Л., 1977;
  • Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII - первой половине XIX в. СПб., 2000;
  • Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: Обзор арх. док. СПб., 2001. Е. М. Балашов.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики