ФЭНДОМ

Академи́ческая гимна́зия — первое общеобразовательное среднее учебное заведение в России.

Академическая гимназия была учреждена при Петербургской Академии Наук в 1724 году, открыта в январе 1726. Готовила к поступлению в Академический университет и на государственную службу мальчиков из различных свободных сословий.

Изучались латынь, немецкий и французский языки, русская словесность, история, география, математика, естественные науки, рисование. В 1758—1765 гимназией руководил М. В. Ломоносов, который в 1759 составил её «Регламент». В 1765 открыто подготовительное отделение для малолетних. В 1770-х гг. гимназия была объединена с Академическим университетом в «Училище Академии», обучала студентов («элевов») из числа старших гимназистов по программе университета.

Академическая гимназия помещалась вместе с Академическим университетом на Троицком подворье, с 1764 — на Тучковой набережной в доме баронов Строгановых. Число учеников: в 1726—112, в 1759 — 40, в 1779 — 29, в 1802 — 87. В 1805 Академическая гимназия была закрыта, её 55 учеников составили первый набор вновь учрежденной Петербургской губернской гимназии.

В числе питомцев Академической гимназии — И. И. Лепехин, Н. Я. и П. Н. Озерецковские, А. Г. Волков, В. В. Попугаев, Я. Д. Захаров, В. М. Севергин.

Литература Править

  • Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии: По рукоп. док. Архива АН. СПб., 1885;
  • Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX в. СПб., 2000;
  • Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: Обзор архивных документов СПб., 2001.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики