ФЭНДОМ

Айво́ Иви́ (Иван Григорьевич Векшин; 18971961) — удмуртский писатель и поэт-песенник; брат поэтессы Ашальчи Оки, классика удмуртской литературы.

Айво Иви

Айво́ Иви́

Биография Править

Айво Иви (Иван Григорьевич Векшин) родился 24 февраля в 1892 году в селе Кузебаево Вятской губернии. Обучался в вотской школе. Однако окончив её через три года, ему не разрешили сдавать экзаменов из-за несовершеннолетнего возраста. Поэтому он стал служить в правлении, где занимался разными мелкими делами. Спустя год экзамены сдать все же удалось. Благодаря чему он стал учителем в родном селе, где проработал шесть лет.

В 1915 году Айво Иви призвали на службу. Вернувшись, спустя три года домой, стал работать учителем в Елабужском уезде. Вместе с этим он трудился редактором в местном издательстве «Сюрло». В 1921 году ему предложили работу в столице республики в газете «Гудыри» и в «Удкнига». Через год поступил в ВУЗ литературы и художества, где 4 года учился с К. Гердом. К сожалению, завершить учебу в заведение ему так и не удалось из-за проблем в семье. Через несколько лет он поступил в Москву, где учился и работал в Центриздате.

13 мая 1932 года Айво Иви был арестован и осуждён по «делу Герда Кузебая» за пропаганду кулачества и контрреволюционной деятельности. Через несколько лет его освободили. После освобождения он вернулся на родину и работал на лесопилке недалеко от Ижевска, затем бухгалтером в промартели в одной из деревень. В 1946 году писателя сослали в Узбекистан, где он сначала трудился в бухгалтерии в больнице, а потом на одном из областных предприятий. В 1959 году узнал о страшной болезни, из-за чего вернулся домой, где в 1963 году скоропостижно скончался.

Творчество Править

На литературном поприще Айво Иви выступил в 1918. Публиковался в журнале «Сюрло». В 1919 году стал участником авторского издания «Удмурт стихотворенняос», которую составили специально для Красной Армии. Его песни Его песни «Волнуется, волнуется» и «Мать» были популярны среди удмуртского народа. В журнале «Гудыри» были не раз опубликованы произведения комедийного жанра – это «Между некими есть некие», «Я кажусь себе буржуем», «Ой, облоно, облоно» и многие другие. В 1927 году был издана первая книга «Весёлый век». Выпустил: «Серем пырыёс» (Крупинки смеха, Ижевск, 1927) — сборник юмористических миниатюр и анекдотических рассказов; «Шулдыр даур» (Весёлое время, Ижевск, 1927) — сборник стихов и частушек.

Многие повести писателя описывают жизнь крестьян в деревнях уже после революции 1917 году.

Ссылки Править