ФЭНДОМ

Адри́ан, патриарх всероссийский (в миру Андрей) (род. 2 октября 1636 г., Москва — 15 октября 1700 г., Москва) — 10-й и последний патриарх всероссийский

Будучи ещё архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686 г.) митрополитом казанским и свияжским.

В патриархи Адриан возведён 24 августа 1690 года.

Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 г. архимандриту Рождественского (Владимирского) монастыря Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и прочее, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что Адриан дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи «о святительском суде».

При патриархе Адриане было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды и Сильвестра Медведева. Первые учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа до произнесения слов установленной евхаристии, а Медведев доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге «Щит веры», оставалось ненапечатанным.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении «Записка о святительских судах» (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и «Грамота о бороде» (напеч. Есиповым, «Раскольничьи дела», 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. «Критико-биографического словаря» Венгерова, 1889).

Труды Править

  • «Щит веры».
  • «Духовное завещание».
  • Две грамоты: «Ближнему боярину Алексею Семеновичу Шеину» под Азов, 1696.
  • Службы: святым Донату, Ипатию, Даниилу Московским и Даниилу Переяславскому. чудотворцу.
  • «Инструкция поповским старостам».
  • «Святительское поучение к новопоставленным священникам».
  • «О предании св. Апостол и св. Отец: како и кая персти на значение кресте слагасте».
  • «Выписка прав и правителей греко-российской церкви».
  • 7 документов, адресованных Петру I. «Странник», 1905, т. I, ч. I, стр. 732.

Литература Править

См. также Править

Предшественник:
Иоаким
Патриархи Московские
16901700
Преемник:

en:Patriarch Adrian

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики