ФЭНДОМ

Дании́л Фёдорович Ада́шев — младший брат Алексея Адашева, известен своими военными подвигами. Службу начал при дворе вместе с братом Алексеем и упоминается вместе с ним впервые в 1547 году на свадьбе царя Ивана Грозного.

В 1551 году в чине стряпчего состоял при воеводах, отводивших горную сторону (правый берег) Волги от Казани к Московскому государству. В 1552 году участвовал в Казанском походе, закончившемся взятием Казани.

В 1553 году, начальствуя отрядом боярских детей и вятчан, ходил по Каме, Вятке и Волге, бил непокорных казанцев и ногаев и 240 пленных прислал в Казань. В 1555 году привез от царя золотые в награду воеводам, довершавшим покорение Казанского царства.

В Ливонской войне, начавшейся в январе 1558 году, был одним из воевод, под начальством которых русское войско страшно опустошило Ливонию на пространстве 200 верст, везде побивая немецкие отряды; участвовал во взятии Нарвы, Нейшлоса и осаде Дерпта. За подвиги в Ливонской войне пожалован в окольничие1559 году).

Но особенно прославился Адашев своим смелым набегом на Крым (весной 1559 года). С 8000 войска Адашев сел на лодки, им самим построенные близ нынешнего Кременчуга, спустился по Днепру в море, взял два турецких корабля, высадился в Крыму, опустошил улусы, освободил множество христианских пленников и навел ужас на крымцев, застигнутых врасплох.

Пленных турок, взятых при нападении на Крым, Адашев отослал к очаковским пашам, велев сказать им, что царь воюет с врагом своим ханом Крыма Девлетом I Гераем, а не с султаном, с которым хочет быть в дружбе. С большою добычей Адашев благополучно отплыл обратно, хотя хан с большим войском гнался за ним по берегу Днепра до мыса Монастырки близ Ненасытицкого порога, но и здесь не решился напасть на Адашева и ушёл обратно.

Но заслуги не спасли Даниила Фёдоровича, когда гнев Грозного обрушился на его брата Алексея, а также его родных и друзей, и в 1561 году он сложил свою доблестную голову на плахе вместе со своим 12-летним сыном Тархом.

Литература Править

  • Карамзин, "История государства Российского", т. VIII и IX,
  • Соловьев, "История России" т. VI,
  • "Сказание кн. Курбского", изд. Устряловым,
  • Энциклоп. Словарь 1861 г., т. I.

uk:Адашев Данило Федорович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики