ФЭНДОМ

Файл:Valdas Adamkus 20041216.jpg

Ва́лдас Влади́словас Ада́мкус (Valdas Adamkus; родился 3 ноября 1926) — Президент Литовской Республики с 26 февраля 1998 до 25 февраля 2003 и с 12 июля 2004 по настоящее время.

Ранние годы Править

Настоящее имя (до 1955) Вольдемарас Адамкавичюс (Voldemaras Adamkavičius). Родился в Каунасе в семье служащих. Отец был добровольцем в боях за независимость Литвы, один из первых руководителей военного авиационного училища, позднее начальник полиции железнодорожного вокзала в Каунасе. Мать служила в министерстве сообщения.

Учился в начальной школе имени Йонаса Яблонскиса и гимназии «Аушрос». Во время войны участвовал в деятельности резистенции: вступил в Союз борцов за свободу Литвы, выпускал с одноклассниками тиражируемую на шапирографе газету «Молодёжь, бди!» («Jaunime, budėk!»), распространял издания Главного комитета освобождения Литвы «Борец за свободу» («Laisvės kovotojas») и «Независимая Литва» («Nepriklausoma Lietuva»).

В июле 1944 вместе с родителями эмигрировал в Германию. В том же году вернулся в Литву и с августа служил во 2-м полку сформированного немцами в Тельшяй «Легиона защиты родины». Был назначен переводчиком в штаб батальона. После боев в октябре под городом Седа отступил с остатками легиона на Кретингу и товарным поездом выехал в Германию.

В Германии закончил литовскую гимназию. Учился на естественном факультете Мюнхенского университета.

Активный участник и организатор спортивных состязаний. На Олимпиаде порабощённых народов в Германии (1948) в соревнованиях по лёгкой атлетике выиграл две золотые и две серебряные медали.

В 1949 прибыл в США, в 1955 получил американское гражданство. Работал на фабрике автомобильных деталей в Чикаго, чертёжником в инженерной фирме. В 1960 закончил Технологический институт Иллинойса по специальности «гражданский инженер».

В 1951 женился на Альме Нутаутайте.

Федеральная служба Править

В начале 1970-х годов был приглашён в создаваемое федеральное Агентство охраны окружающей среды США (Environmental Protection Agency). Руководил научно-исследовательским центром агентства.

Был назначен заместителем администратора по пятому региону (Средний Запад) агентства. С 1981 администратор по пятому региону. Служил в этой должности 16 лет и ушёл в отставку в 1997 после 29 лет федеральной службы.

Был членом республиканской партии.

Эмигрантская деятельность Править

Участвовал в общественно-политической деятельности литовской эмиграции. В 1951 основал академический спортивный клуб литовцев США «Lituanica». В 19581965 вице-председатель общественной организации либерального направления «Сантара-Швиеса». В 1967 избран её председателем.

В 19611964 член Совета Общины американских литовцев, входил в руководство других объединений американских литовцев.

С 1972 каждый год посещал Литву. Содействовал развитию мониторинга окружающей среды в балтийских странах, помогал природоохранным учреждениям балтийских стран в приобретении научной литературы, приборов и программного оборудования.

Председатель оргкомитета первых Всемирных игр литовцев (1983).

Работая координатором помощи США балтийским странам в области охраны окружающей среды, организовывал стажировки в США для представителей научных учреждений Литвы, помогал библиотеке Вильнюсского университета в приобретении новейшей научной литературы.

Президентство Править

В январе 1992 по возвращении на родину Адамкусу вернули литовское гражданство. В 1993 руководитель избирательной кампании кандидата в президенты Литвы Стасиса Лозорайтиса. Активно участвовал в избиральной кампании выборов в Сейм 1996.

Избран президентом в 1998. В должности с 26 февраля.

В 2002 выдвинул свою кандидатуру на второй срок, но во втором туре выборов проиграл Роландасу Паксасу (5 января 2003)

6 апреля 2004 Сейм отрешил Р. Паксаса от должности президента. В проведённом 27 июня 2004 голосовании второго тура досрочных президентских выборах Валдас Адамкус набрал около 52% голосов избирателей и с 12 июля 2004 вновь в должности президента Литовской Республики.

Посол доброй воли ЮНЕСКО Править

В 2003 присвоен титул посла доброй воли ЮНЕСКО по вопросам общества знаний.

В этой сфере ЮНЕСКО занимается распространением интернета, модернизацией библиотек, внедрением информационных технологий в систему просвещения.

Награды Править

Награждён высшими орденами 16 государств, другими отличиями и наградами. В том числе:

Доктор honoris causa Править

Почётный доктор десятка литовских и зарубежных университетов, в том числе:

Ссылки Править

Предшественник:
Альгирдас Бразаускас
Президенты Литвы
19982003
Преемник:
Роландас Паксас

Предшественник:
Роландас Паксас
Президенты Литвы
c 2004 по настоящее время
Преемник:

ar:فالداس أدامكوس

bat-smg:Valds Adamkos bg:Валдас Адамкус cs:Valdas Adamkus de:Valdas Adamkus en:Valdas Adamkus eo:Valdas Adamkus es:Valdas Adamkus et:Valdas Adamkus fi:Valdas Adamkus fr:Valdas Adamkus gl:Valdas Adamkus he:ולדאס אדמקוס id:Valdas Adamkus io:Valdas Adamkus it:Valdas Adamkus ja:ヴァルダス・アダムクス lt:Valdas Adamkus lv:Valds Adamkus nl:Valdas Adamkus nn:Valdas Adamkus no:Valdas Adamkus oc:Valdas Adamkus os:Адамкус, Валдас pl:Valdas Adamkus pt:Valdas Adamkus sv:Valdas Adamkus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики