ФЭНДОМ

Адальберт, архиепископ гамбургский и бременский — (умер 16 марта 1072, Гослар).

Архиепископ Гамбурга и Бремена, потомок древнего саксонского рода графов фон Веттин, выдающийся духовный деятель ХI столетия, был пробстом в Гальберштадте и в 1046 г., по дружбе короля Генриха III, назначен епископом соединённых в 847 г. епархий Гамбурга и Бремена, под властью которых находилась вся Скандинавия и северные славяне.

Адальберт сопровождал Генриха III в римском походе и по желанию короля должен бы занять папский престол, но уклонился. Папа Лев IX назначил его легатом на север в 1053 г., и у него явилась отважная мысль основать особый северный патриархат. Несмотря на то, что вначале ему благоприятствовали все обстоятельства в Дании, Норвегии, Швеции, управлявший вендами в остзейском побережье ревностный христианин князь Готтшальк, широкий план Адальберта, могущий вызвать отпадение германской церкви от латинской, не удался, во-первых, из за враждебности к архиепископу нового короля Норвегии — Гарольда, во-вторых, из-за стремления к церковной независимости других северных государств и, наконец, из-за личных раздоров Адальберта после смерти Генриха III.

В 1063 г., воспользовавшись отъездом кельнского архиепископа Анно в Рим, Адальберт стал опекуном юного короля Генриха IV и правителем государства. Расположив к себе юного 14-летнего короля, Адальберт объявил его в Вормсе 1065 г. совершеннолетним, рассчитывая вести управление государством, но архиепископы майнцский и кельнский совместно с другими государственными чинами свергли королевского любимца в 1066 г. и удалили от двора.

С этим совпали волнения в Сакской области: венды восстали против христианства, Готтшальк убит, Гамбург сожжён. Но в 1069 году Адальберту удалось вернуться ко двору и приобрести прежнее влияние.

Он умер 16 марта 1072 года в Госларе, в то время, когда Генрих IV по его совету собрался походом на саксов.

Библиография Править

  • Грюнхаген, «А. Erzbischof von Hamburg» (Лейпциг, 1854 г.)
  • Депо, «Geschichte des Erzbistums Hamburg-Bremen bis zum Ausgange der Mission» (2 т., Берлин, 1877).

de:Adalbert von Bremen

en:Adalbert of Hamburg

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики