ФЭНДОМ

Агафокл (греч. ; лат. Agathoklēs) — один из самых замечательных смельчаков Древней Греции.

Родился в 361 г. до Рождества Христова, сын Каркиноса, поселившегося после изгнания из Региума в Термах, на Сицилии; здесь он изучил горшечное дело.

В 343 г. Каркинос переселился в Сиракузы, где Тимолеоном поселено было несколько тысяч людей. Выведенный из неизвестности богатым сиракузцем по имени Дамас, Агафокл, обладавши замечательными военными способностями, сильным характером, непреклонною волею и необыкновенною смелостью, успел отличиться в рядах республиканских войск и занял видный военный пост. После смерти Дамаса Агафокл, женившись на его вдове, стал одним из богатейших людей Сиракуз.

Начиная с 320 г. он неоднократно был изгоняем из этого города за раздоры с вождями аристократии; но в 317 г., после того как ему удалось склонить на свою сторону демократическую партию, он собрал вполне преданное ему войско из наёмников и пролетариев и страшно опустошил Сиракузы под предлогом освобождения их от притеснителей. После этого, назначенный народным собранием неограниченным стратегом, он овладел почти всей Сицилией, что повело к войне с карфагенянами (312 г.). Разбитый при Геле (311 г.) и осаждённый в Сиракузах, Агафокл решился перевести часть своего войска в Африку.

Удачно пробившись через неприятельский флот и высадившись в Африке, он четыре года, до 307 г., вёл в ней войну с таким успехом, что карфагеняне сохранили за собой практически только один свой город.

Нападение агригентинцев на Сиракузы побудило Агафокла возвратиться в Сицилию; но Сицилия была уже покорена; к тому же старый враг Агафокла, изгнанный из Сиракуз Динократ, выступил против него с большим войском, из Африки же получались самые тревожные известия.

Вернувшись в Африку, Агафокл не успел спасти даже остатков войска от отчаянного положения. В Сицилии же, где его могущество было потрясено агригентинцами и Динократом, ему удалось хитростью и жестокостью вновь упрочить свою власть, а с карфагенянами он заключил мир на необременительных условиях.

В 306 г. Агафокл принял титул царя и царствовал весьма мягко. Около 300—289 воевал с племенами бруттиев в Южной Италии. В 299 завоевал о. Керкиру (Корфу). Вновь вооружившись против карфагенян, он был отравлен по наущению своего внука Архагафоса (289 г.); страдая от данного ему яда, Агафокл велел сжечь себя на костре.

Агафокл обладал всеми качествами великого полководца и государственного мужа, но вместе с тем не знал границ себялюбию и беззаветному властолюбию.

Библиография Править

  • Гольм, «Geschichte Siciliens im Altertum» (Лейпциг, 1874).
  • Жебелев С. А., Агафокл, полномочный стратег, «Журнал Министерства народного просвещения», 1898, февр.;
  • TiIlyard Н. J. W., Agathocles, [Camb.], 1908.

ca:Agàtocles de Siracusa

de:Agathokles von Syrakus en:Agathocles es:Agatocles fr:Agathoclès de Syracuse it:Agatocle di Siracusa nl:Agathocles van Syracuse pl:Agatokles (tyran Syrakuz) ro:Agatocle sv:Agathokles zh:阿加托克利斯

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики