ФЭНДОМ

Агафий Миринейский — (536582) византийский поэт и историк, часто называемый также Схоластиком (греч. σχολαστικός - адвокат) благодаря своей профессиональной деятельности.

Родился в Миринах Малоазийской области Эолиды, сын ритора Мемнония. В семья переселилась в Константинополь, Первоначальное образование получил в Александрии, потом в Константинополе, где посвятил себя юридической карьере. Кроме адвокатской деятельности, посвящал свои досуги работам по литературе и поэзии, преимущественно эротической, издав их в сборнике «Лавровые книги» (греч. Δαφνιακοὴ βίβλοι), известные по 101 эпиграмме, сохранившимся в составе Палатинской антологии (лат. Anthologia Palatina). Кроме того, собрал под заглавием «Круг» (греч. Κύκλος) стихотворения современных ему поэтов со включением своих; от этого собрания осталось только предисловие. Агатий считается мастером эпиграммы - жанра, возродившегося в эпоху Юстиниана и в силу своей лапидарности требующего особого поэтического мастерства.

После тридцати лет Агафий от поэзии обратился к жанру хроники, написав труд «О царствовании Юстиниана» в пяти книгах, продолжающий исторические работы Прокопия Кесарийского. В предисловии к своему сочинению Агафий описывает побудившие его к написанию хроники мотивы [1]:

С детства я больше всего увлекался героическим ритмом и весьма упивался сладостью поэтических тонкостей. …мною были написаны многие произведения не ради пользы, а ради удовольствия.
…в мое время повсеместно и неожиданно вспыхнули великие войны, совершились переселения многих варварских народов, [наблюдались] неожиданные исходы тайных и невероятных событий, беспорядочные капризы судьбы, гибель народов, порабощение городов, переселение жителей, и как будто весь род человеческий пришел в движение. … Поэтому показалось мне небесполезным попытаться описать их каким- нибудь образом, чтобы не вся моя жизнь прошла в занятиях баснями и бесполезными забавами, но принесла кое-что и необходимо нужное.

Исторический труд Агафия написан под сильным влиянием Прокопия Кесарийского, однако если Прокопий заботится прежде всего о строгости и достоверности деталей повествования, то Агатий большее внимание уделяет стилю и философским отступлениям[2]. Сочинение Агафия охватывающет период времени с 552 по 558 г. и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских воен и является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. Так, сочинение Агафия содержит сведения о декрете Юстиниана о закрытии Платоновой (точнее, неоплатонической) Академии в Афинах в 529 г. - эта дата во многих работах считается событием, завершающим период античности и знаменующим начало средневековья.

Литература Править

  1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. - М., 1996
  2. Agathias // Catholic Encyclopaedia

de:Agathias

en:Agathias es:Agatías fi:Agathias fr:Agathias hu:Agathiasz nl:Agathias Scholastikos sr:Агатија tr:Agathias

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики