ФЭНДОМ

Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), митрополит (27 сентября 1854, село Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии в семье священника — 16 октября 1928, Ярославль) — деятель Русской православной церкви, митрополит Ярославский и Ростовский. Причислен к лику святых в 2000.

Образование Править

Окончил Тульскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1881. Тема кандидатской работы: «Шестоднев Иоанна, Экзарха Болгарского, опыт исследования языка и текста по списку 1263 года». В этом труде проявилась филологическая эрудиция автора и его научная кропотливость.

Педагогическая деятельность Править

15 августа 1881 был назначен учителем Раненбургского духовного училища, а с 7 декабря того же года являлся помощником смотрителя Скопинского духовного училища, преподавал Закон Божий. В январе 1885 скончалась его супруга, Анна Фёдоровна, урождённая Вознесенская, дочь протоиерея. Неожиданная кончина жены от обширного сепсиса и смерть новорожденного младенца стали тяжёлым потрясением для молодого преподавателя и определили его дальнейшую судьбу. Уже 7 марта 1885 был пострижен в монашество и 10 марта рукоположен во иеромонаха.

4 декабря 1886 назначен инспектором Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена. 28 февраля 1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской духовной семинарии.

Сибирский архиерей Править

10 сентября 1889 хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином и епископом Селенгинским Макарием. С 17 июля 1893 — епископ Тобольский и Сибирский. Посещал с миссионерскими целями окраинные районы своей епархии.

Служение в Прибалтийском крае Править

С 4 октября 1897 — епископ Рижский и Митавский. 6 мая 1904 возведен в сан архиепископа. Его стараниями были обновлены и построены многие храмы В 1905 созвал Епархиальный собор (съезд духовенства епархии), на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, о предложениях некоторых изменений и сокращений в богослужении в латышских и эстонских церквях и др.

В январе 1906 обратился к духовенству епархии с призывом заступаться перед правительственными органами за людей, вовлечённых в революционное движение: «Я поручаю вам, отцы настоятели, если по вашему искреннему убеждению, свидетельствованному иерейской совестью и долгом священнической присяги, кто-либо из ваших прихожан, — или даже инославных, но лично вам известных, — будет невинно привлечён к ответственности по обвинению в противоправительственной деятельности и участии в бывшем революционном восстании, а также в тех случаях, когда к сей ответственности будут привлекаться люди заведомо доброго направления и вообще благонадёжные, но увлечённые на эту деятельность угрозами, насилием и боязнью мести со стороны агитаторов восстания, свидетельствовать пред местными военными и гражданскими властями и смиренно просить об освобождении от ответственности первых и об облегчении участи и помиловании вторых. Если бы предстательство ваше пред названными властями, на основании имеющихся у них сведений, было отклонено, а вы продолжали бы оставаться в полном убеждении в невиновности известного вам лица или в необходимости оказать снисхождение виновному, просите и молите власть, по крайней мере, не приводить приговор в исполнение впредь до особого распоряжения Главного начальника края, а мне немедленно донесите для возбуждения соответствующего ходатайства».

С 13 августа 1910 — архиепископ Литовский и Виленский и священноархимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6 мая 1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Будучи умеренным монархистом, отказался санкционировать проведение торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Западным краем, на чём настаивали крайне правые политические организации (ограничился проведением заупокойной литургии и панихиды). Это стало причиной его перевода в Ярославль.

Ярославский владыка Править

С 22 декабря 1913 - архиепископ Ярославский и Ростовский. В этом качестве старался содействовать объединению монархических организаций. Много помогал армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников

В апреле 1917 возведен в сан митрополита. Как один из самых заслуженных иерархов, был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе.

3 мая 1922 Святейший Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью, передал ему патриаршее право и патриаршие обязанности. 18 июня 1922 выпустил послание о вступлении во временное управление церковью. Призвал верующих хранить в чистоте устои церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть (то есть лидеров обновленческого движения, которые при поддержке большевиков пытались захватить власть в церкви). Однако уже 28 июня был заключен под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. 22 августа переведен в одиночную камеру Ярославской тюрьмы, а осенью 1922 — во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. 25 ноября 1923 приговорен к 3 годам ссылки. В 19231925 находился в ссылке в селе Колпашево Нарымского края.

В завещании от 25 декабря 1924 Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие местоблюстители. По окончании ссылки с осени 1925 по весну 1926 находился в заключении в тюрьме города Перми.

После ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) 18 апреля 1926 выпустил послание о вступлении в права и обязанности заместителя Патриаршего местоблюстителя, но, ознакомившись с реальной ситуацией в Церкви, 27 мая 1926 отказался от своих прав и вернулся в Ярославль. Сложности в вопросе об управлении церковью были инспирированы властями, которые были заинтересованы в росте противоречий среди духовенства с целью его дискредитации. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, необходимых для удержания в руках внешней административной власти.

Расхождение во взглядах между митрополитом Агафангелом и управлявшем с 1926 церковью заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) проявилось в резкой форме после издания последним декларации от 29 июля 1927, в которой ярославская группа духовенства усмотрела отступление от канонов Православной Церкви. В этом с митрополитом Агафангелом были согласны три его викария — архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев), временно управляющий Любимским викариатством и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также временно проживавший в Ростове митрополит Иосиф (Петровых). Они совместно составили и отправили митр. Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928. Перечислив в нем все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью». Они остаются в подчинении Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого, — говорилось в послании, — и сохраняют молитвенное общение с ним, а через него и со всеми Восточными Православными Церквами, но будут управлять своей епархией самостоятельно. При этом было решено, что «Ярославская церковная область» «для сохранения мира» не будет принимать в общение с собой никого из других епархий.

В марте Синод во главе с митрополитом Сергием принял решение о запрещении в служении викариев митрополита Агафангела, но не его самого. 10 мая ярославские епископы направили митрополиту Сергию свое краткое «разъяснение». Они подтверждали, что молитвенного общения с ним не порывают, раскола не учиняли и не учиняют, принципиально его власть, как Заместителя, не отрицают, но «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть, и по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». И митрополит Агафангел, и его викарии, примирившись с митрополитом Сергием, остались при своём мнении.

Переживания за судьбы церкви сильно подорвали здоровье святителя Агафангела. Сердечные приступы участились, и в середине сентября 1928 он слег в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин. Был погребён в Ярославле в храме святителя Леонтия Ростовского. Владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». Ныне рака с его всечестными мощами покоится в Казанском соборе Казанского женского монастыря в Ярославле.

Владыка Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики