ФЭНДОМ

Файл:Aureliancoin1.jpg

Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиа́н — (лат. Claudius L. Valerius Domitius Aurelianus, 9 сентября 214275), один из деятельнейших римских императоров.

Сын простого крестьянина в одной из нижнедунайских провинций, Аврелиан, отличавшийся громадной физической силой, вступил очень рано в военную службу и быстро выдвинулся вперёд. Отличившись в качестве полководца на Рейне и Дунае при императоре Валериане и на Дунае при Галлиене и Клавдии II, он после смерти последнего (в 270 г.) был провозглашён войсками в Паннонии императором. Квинтилл, брат умершего Клавдия, провозглашённый императором в Италии, не счёл возможным бороться с таким сильным противником и добровольно лишил себя жизни.

Оставшись единственным властелином империи, Аврелиан ревностно принялся за борьбу с её врагами; он оттеснил с Нижнего Дуная вандалов и готов, но потом, чтобы обеспечить себе мир с последними, уступил им Дакию, после чего поспешил в Италию, прогнал (271) алеманнов, вторгшихся в страну, и для ограждения Рима от северных варваров начал возводить огромную стену, которая была окончена уже после него Пробом.

В 272 он выступил против Зеновии, которая расширила свои владения от пределов Сирии на всю Малую Азию и Египет. Пальмирцы были разбиты, а Зеновия осаждена в своей столице Пальмире. Когда же она попалась в плен, пальмирцы сдались, но восстали снова после удаления Аврелиана. Тогда последний вернулся (273) и разрушил город до основания. Точно так же принуждён был покориться и Египет, а в начале 274 г. после битвы при Шалоне на Марне — и Галлия, которой управлял Тетрик.

Всеми этими счастливыми войнами, а также благодаря порядку и дисциплине, которые Аврелиан водворил в государстве и войске, он вполне заслужил прозвание «Восстановителя Римской империи», которым приветствовал его сенат.

Аврелиан погиб во время похода против персов в 275 г. Он пал недалеко от Византии жертвой заговора, во главе которого стоял его тайный секретарь, опасавшийся гнева императора за какой-то свой проступок.

Библиография Править

  • Бернгардт «Geschichte Roms von Valerian bis Diocletian» (Берл., 1867);
  • Бруннер «Vopiscus Lebensbeschreibungen» (Лейпц., 1868).
Предшественник:
Квинтилл
Римский император
270275
Преемник:
Тацит

de:Aurelian

en:Aurelian es:Aureliano fi:Aurelianus fr:Aurélien (empereur romain) he:אורליאנוס hu:Aurelianus it:Aureliano ja:アウレリアヌス nl:Lucius Domitius Aurelianus pl:Aurelian (cesarz rzymski) pt:Aureliano sv:Aurelianus uk:Авреліан (римський імператор)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики