ФЭНДОМ

Николай Дмитриевич Авксентьев (16 ноября 1878, Пенза — 4 марта 1943, Нью-Йорк) — русский политический деятель.

Биография Править

Родился 16 ноября 1878 в Пензе в семье чиновника. Дворянин. Окончил Пензенскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета (в 1899 исключен в связи со студенческими беспорядками), в Берлинском, Лейпцигском, Гейдельбергском и Галльском университетах, получил звание доктора философии.

С 1905 член Партии социалистов-революционеров, c 1907 — член ЦК ПСР. Участник революции 1905-1907, товарищ председателя Петербургского Совета рабочих депутатов. Был арестован, сослан в Сибирь, бежал за границу. В 1907-1917 в эмиграции, редактировал эсеровскую газету «Знамя труда», выступал против террора. Являлся лидером правого крыла эсеров, выступал за легальные формы борьбы с императорским режимом. В годы Первой мировой войны занимал оборонческую позицию.

После Февральской революции был избран членом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, председателем Всероссийского совета крестьянских депутатов, был министром внутренних дел в составе второго коалиционного Временного правительства, являлся председателем Всероссийского демократического совещания и избранного на нём Временного совета Российской республики (так называемого «Предпарламента»). Был избран депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Пензенской губернии.

После захвата власти большевиками в октябре 1917 — один из организаторов Комитета спасения Родины и Революции, один из руководителей Союза защиты Учредительного собрания, за что был заключён большевистскими властями в Петропавловскую крепость. С марта 1918 входил в руководство Союза возрождения России. По решению ЦК Партии социалистов-революционеров в конце мая 1918 выехал в Сибирь, которая рассматривалась эсерами как потенциальная база сопротивления большевистскому режиму. В сентябре 1918 был избран председателем Государственного совещания в Уфе и возглавил созданное на нём Временное Всероссийское правительство (так называемую «Директорию»), объединившее разрозненные антибольшевистские правительства востока России. В ночь на 18 ноября 1918 был арестован вместе с А. А. Аргуновым, В. М. Зензиновым и Е. Ф. Роговским и 20 ноября принудительно выслан за границу.

В 1918-1940 вел активную деятельность в различных эмигрантских организациях, руководил масонской ложей «Северная звезда», издавал журнал «Современные записки». В 1940 переехал в США, где выпускал журнал «За свободу». Умер 4 марта 1943 в Нью-Йорке.