ФЭНДОМ

Шаблон:Объединить Абу-ль Аля Маарийский (9731058) — знаменитый арабский поэт.

Родился в городе Мааре в севере Сирии. На четвёртом году жизни ослеп, что не помешало ему стать одним из учёнейших людей эпохи. Образование получил в местных культурных центрах Сирии; начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од в духе и стиле Мутанабби; они составляют значительную часть его первого сборника «Сакт-аз-Занд» (Искры огнива).

Это был «обязательный» для начинающего в то время поэта «высокий» жанр; но карьера придворного поэта не отвечала личности Абу-ль Аля, впоследствии утверждавшего, что «никогда не хвалил людей с корыстной целью».

С 1010 Абу-ль Аля повёл замкнутую жизнь, «затворившись в трёх тюрьмах: тела, слепоты и одиночества». Окружённый толпами учеников, всеобщим уважением, он жил очень скромно, на доходы от уроков. Излишки передавал нуждающимся.

Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философсколитературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзумма лям альзам» («Необходимость того, что не было необходимым») и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).

В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах.

Во втором произведении он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом «зиндиках» — вольнодумцах, еретиках, — их взглядах и учениях.

По-видимому это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение; как и следовало ожидать, такое архикощунственное произведение не сохранилось. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

ar:أبو العلاء المعري

en:Al-Ma'arri fr:Abu-l-Ala al-Maari

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики