ФЭНДОМ

Абулгази (12 августа 16031664) (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан) — хивинский хан из потомков Чингисхана, известен также как историк и первый узбекский писатель, основоположник чистого узбекского литературнопрозаического языка. Родился в Ургенче, сын Араб-Мухаммед-хана.

ПравлениеПравить

В 17 лет Абульгази получает от отца удел, после чего ссорится с братьями и изгоняется ими в Персию. В 1644 Абульгази возвращается в Урганиджи и провозглашается ханом. вступил на престол в 1645 после длительной борьбы со своими братьями. Воевал против туркмен, калмыков, Бухарского ханства. В 1663 отказался от престола в пользу своего сына Мухаммед Ануша, умер в 1664.

СочиненияПравить

Абулгази известен как автор двух исторических сочинений: "Родословная туркмен" (закончена к 1661) и "Родословная тюрок" (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); она переведена на некоторые европейские языки, в том числе и на русский, Саблуковым и помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).

В последние годы жизни начинает писать на чисто узбекском языке историю рода Чингиза и рода Шайбана, к которому принадлежала его семья. Значение Абульгази для узбекской литературы состоит в том, что он открыто выступил в нём против джагатайского литературного языка, испытавшего сильное персидское влияние. Язык Абульгази — лёгкий, простой язык хивинских узбеков и сильно отличается от джагатайского литературного языка. Стиль Абульгази, несмотря на научный характер его сочинений, отличается ясностью и словарным богатством, а также включает большое количество узбекских народных выражений и пословиц.

Язык Абульгази — лёгкий, простой язык хивинских узбеков и сильно отличается от джагатайского литературного языка. Стиль Абульгази, несмотря на научный характер его сочинений, отличается ясностью и словарным богатством, а также включает большое количество узбекских народных выражений и пословиц.

Литература Править

  • Родословная туркмен. Пер. А.Г.Туманского. Асхабад, 1897.
  • Родословное древо тюрков. Пер. и предисл. Г.С.Саблукова, в кн. "Известия об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете, т. 21, в. 5-6. Казань, 1906.
  • Самойлович А. Н. проф. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. — II. 1922.
  • Саади-Газ Абульгази. «Зеравшан» (на узбекском языке), 1924. №№ 145, 146, 148 и 150.
  • Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского. М.-Л., 1958.

Ссылки Править

  • Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского. Изд. АН СССР. 1958.
  1. Предисловие
  2. Часть 1
  3. Часть 2

При написании этой статьи использовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и Литературной энциклопедии (1929-1939).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики