ФЭНДОМ

Шаблон:Объединить

Файл:Kievskaya psaltir aaron 02.jpg
На эту статью установлено перенаправление со страницы «Аарон», см. также другие значения этого термина.

Ааро́н (ивр. אַהֲרֹן‎, Ахарон; этимология неясна) — персонаж Ветхого Завета, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия, старший на три года брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из рабства египетского.

Аарон в Библии Править

Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с Моисеем. Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волшебников) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей-кохенов у евреев (см. Ветхозаветное священство), и священнический сан стал наследственным в его роде — против чего безуспешно восстал Корей, представитель левитов, со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение. Аарон был также верховным судьёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца.

У Аарона было от жены его Елисаветы, дочери Аминадава, четверо сыновей, из них двое старших, Надав и Авиуд, погибли при жизни отца (были испепелены огнём), ослушавшись Бога, а первосвященнический сан перешёл к третьему сыну его, Елеазару (Эла́зару); младшего звали Ифамар. Господь призвал на служение Аарона в возрасте 83 лет, он умер 123 лет от роду, в 40-м году по выходе евреев из Египта) в аравийской пустыне на горе Ор, находящейся на юге от Палестины, вблизи древнего идумейского города Петра. Народ оплакивал Аарона 30 дней.

В христианстве Править

Потомком Аарона была Елисавета (мать Иоанна Крестителя) (Лк. 1,5). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр., 7, 11), ему на смену идёт Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец, ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона — 1 июля, коптская — 28 марта.

Классическая иконография Аарона сложилась в X веке — седовласый, длиннобородый старец, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках. Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса.

В исламе Править

Предпоалагаемая Могила Аарона на горе Ор и поныне известна у арабов под названием Джебль-неби-Харун, то есть Гора пророка Аарона. Ислам почитает Аарона под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы.

В иудаизме Править

Раввинистическая литература, в частности агада, прославляет Аарона, как великого миролюбца и миротворца, в отличие от непреклонного Моисея. Одно из преданий утверждает даже, что по нему Израиль горевал больше, чем по Моисею. Кротостью объясняется и его поведение с золотым тельцом. В пример ставится твёрдость его духа при гибели сыновей.

См. также Править

Ааронов жезл
Кохен

ang:Aaron

bg:Аарон (Библия) ca:Aaró da:Aron de:Aaron (biblische Person) en:Aaron eo:Aaron es:Aarón et:Aaron fa:هارون fi:Aaron fr:Aaron (Bible) gl:Aharón - אהרן he:אהרן ia:Aaron it:Aronne nl:Aäron no:Aron pl:Aaron (Biblia) pt:Aarão (Bíblia) simple:Aaron sl:Aron sr:Арон sv:Aron uk:Аарон (Біблія) yi:אהרן הכהן zh:亞倫 (人名)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики